Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

Сельский концерт

Около 1510. Лувр, Париж

В начале XVI в. большую популярность в Италии приобрела буколическая поэзия. В 1501 г. в Венеции были изданы «Аркадии» неаполитан-ского поэта Саннадзаро. Герой поэтического романа Саннадзаро попадает в некую счастливую страну Аркадию, где живет одной жизнью с пастухами. Любовные жалобы поселян, их поэтические состязания, игры, празднества, охота проходят в романе пестрой чередой. Под видом пастухов поэт изо-бражает представителей современного ему знатного и образованного об-щества. В это же время в Венеции пользовались большой популярностью эклоги Андреа Наваджеро, прославлявшие счастливую жизнь пастухов и пастушек, бродящих по берегам прохладных ручьев.
Эти настроения характерны и для образованного венецианского общества. Его идеал — счастливый человек на лоне прекрасной природы — отчетли-во выступает в поздней картине Джорджоне «Сельский концерт» (Лувр). Картина эта заставляет вспомнить одну сцену, встречающуюся у Наваджеро: поэтическое изображение места отдохновения близ источника, исполненного сладостной свежести, в то время как вокруг пылает полдень.
Вспоминаются также слова Вазари о том, что Джорджоне «услаждал игрой на лютне столь усердно и со столь удивительным искусством, что его игра и пение почитались в те времена божественными». Картина Джорджоне отражает эти музыкальные увлечения художника, она как бы сама проникнута музыкой.
Мерно колышется вода в мраморном водоеме, тонкая прозрачная струя с тихим звоном выливается из хрустального кувшина, который держит прекрасная обнаженная женщина, как бы прислушиваясь к этому плеску, сме-шанному с далекими звуками свирели. Человек в ярко-алой одежде тихо перебирает струны лютни, рядом с ним — фигура пастуха и женщины, на мгновение прекратившей игру на свирели. Пастух со стадом скрыт в тени громадного дерева, широким живописным пятном выделяющегося на фоне вечереющего не-ба.
Здесь нет действия. Есть только созерцание. Настроение особой музыкальности достигнуто с помощью цвета, светотени, ритма линий. Все насыщено золотистым светом, передающим атмосферу, вибрацию воздуха. Золотисты тела женщин, мрамор водоема, хрусталь кувшина, лютня, освещен-ные заходящим солнцем поляны. Художник обращается к плавным, спокойным линиям, так хорошо передающим настроение тишины.
Некоторые исследователи считают, что обнаженные женщины — это нимфы, невидимые для остальных участников этой сцены. Прекрасная женщи-на с кувшином — нимфа источника, женщина с флейтой — нимфа полей. Отсюда такая ее приземистость, расплывчатость, «приземленностъ», отличающая ее от обычных земных женщин.
Поэзия «Сельского концерта» всегда притягивала к себе поэтов. Великолепен сонет «Венецианская пастораль Джорджоне в Лувре», созданный в 1849 г. Данте Габриэлем Россетти, основоположником «Братства прерафаэлитов».

Вода – о, знойных полдней тишина –
От горлышка кувшина отступает
И словно нехотя в него втекает,
Едва журча. Лазурь. И глубина,
Где зной на кромке дня, как пелена;
Рука струну виолы отпускает
Лениво. Смуглоликие смолкают,
Блаженствуя в печали. Вот одна
Вперила взоры в даль, еще от флейты
Не отведя дрожащие уста.
В прохладных травах ярче нагота.
Сдержись и деву окликать не смей ты –
Мгновение, замри: тишайший зной
И торжество поэзии одной.
(Перевод Майи Квятковской)

Поэтическая атмосфера картины, утонченность, музыкальность, поразите-льный вкус – все это говорит о принадлежности полотна кисти великого Джорджоне.