Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2006

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

Н а у ч н ы е   ч т е н и я

Елена МЕДКОВА

 

На перепутье Романского стиля и Готики

Скульптура портала

Шартрский собор является наглядным примером трансформации образности средневекового собора на пути от романского стиля к готическому.

Прежде всего надо обратить внимание на план собора. Его строительство относится к порубежью Х II в. и начиналось с двух противоположных концов — с алтарной части и западного портала. Именно в этих двух частях сохранились черты романского миропредставления: перед алтарем находится крипта, от которой веет мистикой древнего заупокойного культа предков, а западный фасад похож на крепость с двумя автономными башнями.

В Х III в. строится основной корабль собора в чисто готическом стиле, что вносит свои коррективы в изначальный план. В функциях собора на первый план выходит его принадлежность городу и городскому пространству, в связи с чем акценты как в интерьере, так и в экстерьере переносятся с восточной, сакральной части на западную, мирскую. Это проявляется прежде всего в том, что трансепт «втягивается» и сливается с единым пространством центрального нефа, который в свою очередь расступается вширь и приобретает черты огромного зала, рассчитанного преимущественно не на многочисленный клир, а на собрание всей городской общины. На плане это отражается в тенденции выравнивания длины основного нефа для прихожан и совокупной длины трансепта и алтарной части.

Скульптурный декор стен

Развернутость собора на город усиливает значение главного портала и его функцию оформления торжественного перехода от пространства профанного в сакральное, из города земного в мистический Храм, уподобленный небесному Иерусалиму (описание дано в Апокалипсисе). Фасад должен не изолировать внутреннее пространство храма от внешнего мира (романская особенность), а настроить верующих на чудо встречи с миром преображенным, с миром божественным, который постигается не силой внутреннего сосредоточения молитвы и аскезы, а радостью чувственного восприятия. Уже перед самим собором дух мирянина должен воспарить к вершинам горнего мира. В этом суть вертикальной устремленности и праздничной торжественности готического фасада.

Обход хора

Шартр демонстрирует нам начальный этап в разработке этой идеи. Мы видим, как фасад начинает раскрываться к внешнему миру — тема трех порталов повторяется тройной аркой центрального окна, на пике которого расцветает готическая роза. Но изначально задуманные как самостоятельные объемы, башни со своим кубическим массивом продолжают оставаться «на страже». В дальнейшем башни сольются со стеной фасада в единое целое (как в соборе Парижской Богоматери), но здесь они «ведут свой голос» — ритм их членений по вертикали то отстает, то обгоняет ритмику проемов основного фасада, что создает подобие многоголосья фуги.

Аркбутаны

Фасад Шартрского собора отличается гармоническим равновесием полноценной «телесности» стены и пронизывающих ее токов духовного порыва, свойственных переходным формам — от архаики к классике, от романтики к готике. Большие участки спокойной поверхности стены сами, без усилия, «расступаются» идеальными формами круга и полуциркульных арок, которые затем торжественно и плавно «прорастают» вертикалями полуколонок и контрфорсов. Атектоничный мотив нарастания форм по вертикали (роза больше порталов) уравновешивается тем, что в совокупности ярусы порталов и трехчастного окна, объединенные общим ритмом, играют роль мощного пьедестала для круга розы. Разгон форм по центру обрамлен более динамичными ритмами башен. На любое движение находится уравновешивающие его силы.

Фасад расцветает гармонией «архаической улыбки» греческих кор. Она же сквозит и в исполненных доброжелательного достоинства лицах ветхозаветных царей, чьи фигуры обрамляют порталы.

Контрфорсы

На скульптурное оформление порталов стоит обратить особое внимание. В Шартре мы встречаемся с выдающимися образцами ранней готики. Несмотря на то что сюжетом тимпана центрального портала по романской традиции остается Страшный суд, характер трактовки сцены и ее персонажей намного сдержаннее и спокойнее, чем устрашающие композиции романских соборов. Пучки колонн по бокам порталов заменяются на вытянутые фигуры ветхозаветных царей, пророков и сивилл — они, подобно античным кариатидам, одушевляют архитектурную конструкцию. Столпообразные тела цельны и монолитны, но их уже подернула дробная рябь узорчатых складок, которая метафорически отражает трепетание духа, скованного плотью каменной материи. Позднее эта робкая вязь взовьется языками S -образных изгибов готических складок, рвущих земные оковы, а пока пламя только разгорается, и в этом неизъяснимая прелесть просыпающихся образов Шартрского собора.

Боковые фасады собора тоже интересны с точки зрения демонстрации переходности этого памятника. Вынос аркбутанов вовне еще не стал главным мотивом в оформлении внешних боковых стен. Стены Шартрского собора, вобрав в себя массу из оконных пролетов, еще очень сдержанно «врастают» во внешнее пространство, ограничиваясь в основном вертикалями контрфорсов.

Это про более поздние соборы Франции, окруженные лесом ребер аркбутанов, можно будет сказать словами поэта:

В горний простор без усилья
Взвились громады камней…
Птичьи упругие крылья —
Крылья у старых церквей!

(М. Волошин)

А пока собор окружает себя оперением контрфорсов, как некогда греческий храм окружал себя колоннами (недаром храм с колоннами с четырех сторон называется «периптер» — «оперенный»).