Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2006

КОЛЛЕГИ

К о л л е г и

Наталия УСЕНКО,
смотритель музея Нади Рушевой,
школа № 470 им. Надежды Рушевой, г. Москва

«НИТЬ АРИАДНЫ С КОНЧИКА ПЕРА…»

Осознание себя, своего назначения, своего места в мире — важный момент в жизни каждого человека. От того, каким будет это назначение, зависит наше будущее. Выбор сделать трудно, поэтому так важно, чтобы перед глазами был идеал, пусть недостижимый, но изливающий свет добра, человеколюбия и чистоты. Таким идеалом для нас стала Надежда Рушева — юная, талантливая, так рано ушедшая из жизни художница.

Надя родилась 31 января 1952 года в Монголии, где в то время в творческой командировке были ее родители: Наталья Дойдаловна Ажикмаа, одна из первых тувинских балерин, и Николай Константинович Рушев, московский театральный художник. Вскоре семья переехала в Москву.
Родители заметили талант дочери, но решили не вмешиваться в его развитие, поэтому Надя только в 11 лет начала заниматься в изостудии Дворца пионеров под руководством Людмилы Александровны Магницкой.
Человеком, который открыл юный талант, был известный писатель Борис Полевой, занимавший в то время пост главного редактора журнала «Юность». Именно у Полевого в 1964 г. родилась идея организовать выставку двенадцатилетней художницы. А потом Надины работы экспонировались еще и еще, причем не только в Советском Союзе, но и за рубежом — в Польше, Индии, Японии и других странах.
Девочка очень много рисовала. Среди более чем десяти тысяч ее работ есть такие, которые посвящены сказкам, балету, моде шестидесятых годов, есть и эллинистический цикл, и зарисовки современной жизни, и иллюстрации к литературным произведениям. Особенно известны ее «Пушкиниана», рисунки к «Войне и миру» Л.Н. Толстого и только-только напечатанному роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В одной из статей о творчестве юной художницы говорится: «Надя почти никогда не работала с натуры. Она рисовала не видимое, а мыслимое, сохраняя счастливое свойство ребенка мгновенно отзываться конкретным зрительным образом на любую тему, идею, сюжет, используя для этого всё богатство ассоциаций, предметность видения, отвагу фантазии». Ее творчеством восхищались многие знаменитые художники, ученые, писатели. Люди стояли ночами, чтобы попасть на ее выставку…
Это было много лет назад, а сегодняшнее поколение, к сожалению, вообще не знает о ней, а ведь короткая, но яркая жизнь Надежды Рушевой могла бы стать примером для ребят, ее рисунки могли бы не только восхищать, но и вдохновлять. И это небезосновательные предположения.

Пилат

Имя Нади Рушевой звучит в нашей школе с момента ее основания — почти сорок лет. Сначала о ней говорили как о простой ученице, потом — как о гордости школы, а когда Нади не стало, был создан ее музей. Надина душа как будто живет с нами и не дает погрязнуть в рутине повседневности. Ребята, приходя в музей, как-то затихают и становятся совсем другими. Надо видеть их глаза: в них восторг, гордость и жажда творчества.
А началось все в далеком 1971 г. Наш сегодняшний директор Нина Георгиевна Колесникова занималась тогда воспитательной работой. В те годы был жив отец Нади, с ним Нина Георгиевна и начала создавать музей. Специального помещения не оказалось, и энтузиастам выделили спальню группы продленного дня. Там-то, вокруг маленьких кроваток, и расположилась первая экспозиция рисунков Надежды в картонных рамочках. Ее посещали многие, а кто-то даже написал стихотворение, в котором говорилось, как малыши спят и видят чудесные, добрые сны, навеянные творчеством Нади.

Иван Бездомный входит в МАССОЛИТ

Фантазии девочки-художницы и детские сны прожили рядом три года, а потом спальню разместили в другой комнате, и у музея появилось собственное помещение. Рисунки одели в белые деревянные рамки, как предложил Николай Константинович. Это был замечательный человек. Он много времени посвящал дочери: занимался с ней, читал вслух ее любимые книжки, а девочка в это время рисовала, возил ее работы на различные выставки… Когда Надя в свое последнее утро потеряла сознание, он на руках отнес ее в больницу, но девочку спасти не смогли …
Отец много сделал для того, чтобы память о его талантливой дочери продолжала жить. Он рассказывал об истории создания рисунков, помогал в организации музея, был там первым экскурсоводом. Рассказы Николая Константиновича до сих пор живут в нашем музее: они звучат из уст нынешних экскурсоводов — школьников. Да и музей теперь уже совсем другой — в 2005 году он пережил грандиозную реконструкцию, в которой принимала участие вся школа: и учителя, и дети, и даже родители.

Воланд


В музее много традиций, которые мы стараемся сохранить и приумножить. С годами работа, связанная с экспозицией, вышла за рамки музейной: изучение жизни и творчества Нади вдохновило ребят и педагогический коллектив на собственные проекты. У нас регулярно проходят конкурсы и выставки рисунков, вечера памяти Нади Рушевой, есть спектакль о юной художнице, поставленный силами учеников и педагогического коллектива. На базе музея проводятся уроки литературы и искусства, что позволяет сделать обучение не только более наглядным, но и нестандартным, живым.
Мы считаем, что работа школьного музея помогает решению важнейших воспитательных и образовательных задач, таких как формирование культурных ценностей, создание высоких нравственных идеалов, формирование образа жизни, достойного человека, воспитание внутренней устойчивости личности, упрочение связей поколений, объединение семьи и школы, повышение уровня познавательных способностей детей, развитие общеучебных навыков, повышение уровня самооценки ребенка как следствие всего вышеперечисленного.

Маргарита и Азазелло


Безусловно, самое сильное влияние школьный музей оказывает на тех, кто непосредственно в нем работает: готовит экспозиции, изучает фонды, проводит экскурсии (ребята занимаются в музейном объединении «Наше наследие», которое существует в рамках дополнительного образования). Тому есть несколько причин.
Во-первых, дети учатся бережно относиться к культурно-историческому наследию, изучают его в процессе работы с экспонатами.
Во-вторых, приобретают научно-практические, искусствоведческие и коммуникативные навыки.

Пушкиниана. Концерт


В-третьих, совмещение разных ролевых функций в школьном музее способствует расширению диапазона специализации учащихся в области музейного дела, что помогает налаживанию межличностных связей, формированию организаторских и исполнительских навыков. появлению чувства ответственности, социальной активности. Все это становится важнейшими составляющими внутренней устойчивости личности, а это на сегодняшний день ключевая проблема общества.
Полноценное развитие личности — один из важнейших принципов гармоничного развития человека. Речь не идет о вмешательстве в учебный процесс и тем более о его кардинальном изменении. Принципиален аспект, связанный с ценностной ориентацией школьного образования, его корректировкой в сторону формирования у учащихся универсальных гуманных ценностей: уважения к себе, к окружающим, к природе.

Пушкиниана. Концерт

Все эти качества, на наш взгляд, воспитываются во многом творчеством, вот почему мы не ограничиваемся сугубо музейной деятельностью. Мы устраиваем художественные выставки, литературно-музыкальные вечера, где ребята знакомятся с работами именитых авторов. Кроме того, в нашей школе есть журнал «Кентавренок», значительную часть которого занимают творческие странички. Этот журнал интересен и важен еще и потому, что на его страницах школьники обсуждают волнующие их вопросы. Нам кажется, что сегодняшнему подростку необходимо предоставить такую возможность по нескольким причинам.
Во-первых, многие наши дети лишены полноценного общения со взрослыми, а следовательно, лишены их помощи, совета. Во многом именно такая ситуация стала причиной увеличения количества детей, злоупотребляющих наркотиками и алкоголем. С этим в какой-то степени связано и возрастание числа различных неформальных группировок. На страницах своего журнала ребята могут обсудить волнующие их проблемы не только друг с другом, но и со взрослыми. Это дает возможность выхода негативных эмоций в наименее опасной форме.

Маленький принц с розой


Во-вторых, о проблемах, которые ребята обсуждают на страницах журнала, они часто не могут поговорить при личном общении, а разговор посредством печатного слова помогает избавиться от одиночества, от страхов и тревог.
Кроме того, это очень интересно и полезно не только для ребят, но и для нас, взрослых, ведь расхожая фраза «устами младенца глаголет истина» появилась не случайно. Дети воспринимают жизнь совсем по-другому, чем взрослые. Они еще не научились лгать, приспосабливаться и часто видят и понимают то, чего не видим мы. Такой была и Надежда. В книге «Графика Нади Рушевой» можно прочитать такие строки: «Надя почти никогда не работала с натуры. Все ее рисунки — это рисунки по воображению и памяти. Она рисовала не видимое, а мыслимое. В этом она до конца сохранила счастливое свойство ребенка мгновенно отзываться конкретными зрительными образами на любую тему, идею, сюжет, используя для этого все богатство ассоциаций, предметность видения, отвагу фантазии… По характеру Надя была на редкость уравновешенной, пытливой, трудолюбивой. Она успешно оправдывала надежды наставников своим умением идти вперед непроторенным путем, свободно наблюдала, осмысливала и изображала труднейшее в искусстве — человека, его индивидуальность, внутренний мир, взаимоотношения, историю, его сосуществование с природой».
Творчество Нади Рушевой дарит нам радость общения с прекрасным,
Вот как написал об этом неизвестный поэт, наш современник:

...Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег — как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.

Вальсирует свободно по паркету
Листа рука. Душе дар богом дан
Провидеть. Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.

И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...

...Нам, сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера...