Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Х р а м ы  В е л и к о г о  Н о в г о р о д а

Анастасия ЛОСЕВА,
школа № 1199 «Лига Школ», г. Москва
По книге П.А. Раппопорта «Строительное производство Древней Руси»

ЗАКЛАДКА И РАЗМЕТКА ЗДАНИЯ

Строительство храмов всегда начиналось с процедуры закладки. Это была торжественная церемония, на которой присутствовали высшие церковные иерархи и князья. В летописях обычно отмечалось, при каком митрополите и каком князе она совершена, что свидетельствует о торжественности ритуала.
Подготавливалась ровная площадка для строительства. Следы подрезки грунта для выравнивания площадки неоднократно отмечались при археологических исследованиях памятников. Об этом же свидетельствуют и западные источники, восходящие к XII веку.
Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Алтарь должен был быть ориентирован на восток — восход солнца.
Закладка храмов, если судить по данным летописей, обычно происходила начиная с марта или апреля до середины июля. Так, собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве был заложен 11 июля 1108 г., церковь Георгия в Каневе — 9 июня 1144 г., Успенский собор во Владимире — 8 апреля или 8 мая 1158 г. (по разным спискам летописи), церковь Спаса в Старой Руссе — 21 мая 1198 г.
В Новгороде церковь Федора Тирона заложена 28 апреля 1115 г., Петра и Павла — 6 мая 1185 г., Благовещения на Мячине — 21 мая 1179 г., Спаса на Нередице — 8 июля 1198 г., Кирилла — в апреле 1196 г., надвратная церковь в детинце — 4 мая 1195 г. О новгородской церкви Бориса и Глеба сказано, что ее заложили «на весну».
О времени закладки храмов можно судить не только по письменным источникам, но и по ориентации продольной оси самих храмов, поскольку при закладке продольную ось ориентировали на ту точку горизонта, где в день закладки всходило солнце. Ориентация эта фиксируется с помощью магнитного компаса, то есть представляет собой магнитный азимут. Зная магнитное склонение пунктов, где расположены памятники, легко определить истинный азимут продольной оси храмов. По истинному азимуту можно с помощью таблиц найти угол склонения солнца и определить день, в который всходило солнце. Естественно, что это будет не один, а два дня, поскольку в каждой такой точке горизонта солнце всходит дважды в году. Они будут соответствовать современному, григорианскому календарю, а не древнему, юлианскому. Разница между календарями в X–XI вв. составляла шесть дней, а в XII в. — семь, и, следовательно, довольно легко определить дни, в которые солнце всходило в данной точке горизонта при закладке храма (см. таблицу).
Если вы захотите вместе с учениками определить дату закладки какого-нибудь храма в своем городе, то вам понадобятся компас, знание величины магнитного склонения вашего города, географической широты вашего города и таблица склонений солнца. Для учеников будет очень полезно, если вы попросите помочь учителя астрономии или физики. Другой способ возможен, если горизонт с восточной стороны не застроен и не лень рано вставать в течение недели. Тогда можно рядом с храмом разметить линию, параллельную его продольной оси и, приблизительно рассчитав нужную дату, сравнивать направление первого луча солнца с осью храма несколько дней подряд.
С какой степенью точности можно определить дату? Измерить ориентацию продольной оси церкви с точностью свыше 1–2 ° трудно, ибо этому обычно мешает некоторая неопределенность разбивки самих древнерусских памятников. Кроме того, расчеты производятся для геометрического горизонта, тогда как неровности рельефа часто делают реальный, видимый горизонт несколько суженным или расширенным. Поэтому определение дней закладки древнерусских храмов по ориентации их продольной оси можно выполнить с точностью не большей, чем примерно в одну неделю.
Однако три новгородских памятника демонстрируют явное несовпадение дат: в церквах Петра и Павла, Благовещения на Мячине и Спаса на Нередице расчет, сделанный по азимутам, даже приближенно не дает дней, названных в летописи (см. таблицу). Может быть, не случайно в летописи заложение и начало строительства указаны отдельными словами. Так, о церкви Благовещения записано: «Заложи архиепископ Илмя... церковь камяну... и начя здати церковь маия месяця в 21...» Возможно, что в данном случае летопись отмечает не дату закладки, а дату начала строительных работ.  

№ п/п Памятник Азимут храма Магнитное склонение Истинный азимут Широта Склонение

солнца

Дни
 

 

 

 

 

 

 

современные древние
1 Успенский собор (Владимир) 53 + 9 62 56 + 14 28апр. — 16авг. 21 апр.~ 9 авг.
2 Церковь Петра и Павла на Синичьей

горе (Новгород)

115 +6 121 59 -16 5 февр. — 7 нояб. 29янв. — 31 окт.
3 Церковь Благовещения на Мячине

(Новгород)

92 +6 98 59 -5 8 марта — 6 окт. 1 марта — 29 сент.
4 Церковь Спаса-Нередицы (Новгород) 57 + 6 63 59 + 13 25апр. — 19авг. 18 апр. — 12авг.
5 Церковь Благовещения на Городище

(Новгород)

80 + 6 86 59 + 1 24марта — 21 сент 17 марта — 14 сент
6 Церковь Ивана на Опоках (Новгород) 104 + 6 110 59 -11 20 февр. — 22 окт. 13 февр.— 15 окт.

Вернемся к описанию процедуры закладки храма. Завершив разметку продольной оси храма, выполняли разметку контура будущего храма при помощи шнура. На Западе и на Кавказе это зафиксировано как письменными источниками, так и миниатюрами. Нам известен армянский текст «Основание святой церкви», относящийся к началу VI в.: «... Устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни — по четырем углам... Епископ читает сию молитву... и повелевает главе мастеров взять измерительный инструмент и расчертить местность по воле строителя». Видимо, процедура закладки храма в восточно-христианской церкви была более или менее единообразной и традиционной.
С помощью шнура производили разбивку плана храма и на Руси. Свидетельством того является легенда о постройке Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, изложенная в Печерском патерике. Согласно этой легенде величину будущего храма определяли золотым поясом, подаренным монастырю принявшим христианство варяжским ярлом Шимоном.
Вопрос о том, как производилась разбивка плана здания, а затем определялись его вертикальные размеры, давно уже интересует исследователей. Создавались самые разнообразные, часто очень сложные теории, с помощью которых пытались объяснить систему пропорционального построения древнерусских храмов. Сейчас большинство ученых склоняются к тому, что основой построения являлся диаметр купола храма или (позже) сторона подкупольного квадрата.
Однако этот размер мог быть лишь промежуточным, переходным, дающим возможность перейти от плана к вертикальным построениям, то есть к размерам разреза здания. Таким размером мог оперировать зодчий, но не заказчик храма. Между тем основные размеры будущего храма как раз относились к компетенции заказчика — князя или епископа. Поэтому основными параметрами, определявшими все построение храма, могли быть только его общие габариты — длина и ширина.
Кстати, именно так, согласно упомянутой легенде, получили задание зодчие Успенского собора Киево-Печерского монастыря: они должны были построить храм, имевший в ширину 20 поясов, а в длину и высоту по 30. Об этом же свидетельствует и процедура заложения храма, при которой прежде всего отмечались его четыре угла — общие габариты плана.
Таким образом, несомненно, что при торжественной церемонии закладки храма намечались положение алтаря, направление продольной оси и четыре угла здания.
Все последующие построения: членение плана, переход от общих габаритов здания к размеру подкупольного квадрата, а затем определение высот — относились уже к рабочему методу зодчего. Очевидно, что он пользовался при этом какими-то единицами измерений. Очень вероятно, что в разное время и в разных строительных центрах Руси использовали различные метрические единицы. В то же время внутри каждого возводимого сооружения все размеры должны были согласовываться с какой-то одной точной мерой. Возможно, зодчий сам определял эталон длины (независимо от того, был ли то фут, локоть или какая-либо иная мера), которым и руководствовался в процессе строительства.
Эталон длины, видимо, представлял собой деревянный прут — своего рода масштабная линейка. Об этом можно судить по тому, что деревянный прут является основным атрибутом архитектора на всех западноевропейских изображениях зодчих (древнее X века). Так же дело обстояло и на Руси, что подтверждается, например, древней легендой о Соломоне и Китоврасе, где вызванный к Соломону строитель храма Китоврас «умеря прут четырех локот и вниде пред царя, и поклонися, и поверже прут пред царем...». Есть упоминание о «трости измерения в 6 локтей» и в Библии (Книга пророка Иезекииля).
Известно, что древнерусские зодчие не применяли чертежей. Это относится не только к домонгольской поре, но и к значительно более позднему времени. Несомненно, что древнерусские зодчие должны были обладать какой-то эмпирически разработанной, а затем ставшей традиционной, четкой системой построений, которая позволяла им заранее определять основные размеры частей здания. Эта система должна была быть достаточно точной. Так, изучение памятников владимиро-суздальского зодчества показало, что скульптурные рельефы в верхних частях здания высекались заранее на отдельных камнях разного размера и затем уже в готовом виде использовались при кладке стен. Следовательно, архитектор имел возможность заранее задавать резчику размер камня, предназначенного для укладки даже в верхней части будущего здания.
В чем заключался рабочий метод древнерусского зодчего, мы пока не знаем, несмотря на многочисленные попытки исследователей разгадать его. При отсутствии чертежей наиболее вероятно, что определения размеров здания имели арифметический характер — в виде простых модульных отношений с мерами длины в качестве исходной единицы. Неясно также, был ли этот метод разработан византийцами или же он имел более широкий ареал, включая зодчество Кавказа, а может быть и романское.

Статья опубликована при поддержке производственно-девелоперского холдинга "Домостроитель". Занять ведущее положение на рынке недвижимости Московской области холдинг смог, в том числе, и за счет активного развития и внедрения прогрессивных технологий в строительстве. Так, на входящем в состав холдинга Электростальском домостроительном комбинате освоен выпуск сборно-монолитных многопустотных плит перекрытий - одного из основных конструктивных элементов строительства по инновационным технологиям. Пустотные плиты перекрытий ПБ в отличие от плит перекрытия ПК выпускаются любой длины до 9 м (ПК, как правило, до 6,4 м), их вес легче традиционных на 5-10% за счет большего показателя пустотности с сохранением прочностных характеристик, что позволяет снизить расходы на транспортировку. Кроме того проживание в домах, построенных с использованием ПБ, комфортнее, чем в домах с ПК, благодаря улучшенным шумоизоляционным характеристикам пустотных плит перекрытия. Ознакомиться с другими преимуществами ПБ, а также с их подробными техническими характеристиками Вы можете на сайте dmoprom.ru.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Эта акция может завершить ваше виртуальное изучение Новгорода у себя в школе. Мы предлагаем вам вместе с учениками произвести первоначальную разбивку типичного небольшого новгородского храма по всем правилам XII века. Возможно, сам процесс древнего строительства станет вам понятнее и ближе.

Для закладки храма размером 12 м на 18 м понадобятся:
1. 10–12 колышков (удобная длина около 30 см).
2. Веревка 20 м.
3. Веревка 12,5 м. Заранее на концах надо завязать петельки, а на самой веревке — петельки после 3 и после 4 м. Сложив из такой веревки треугольник со сторонами 3, 4 и 5 м (с учетом длины петелек), получим прямоугольный треугольник.
4. Молоток (забивать колышки).
5. Мера длины (прут или палка длиной 1,2 м, т.е. 3 локтя).

Рано утром (до восхода солнца, поэтому в учебных условиях лучше производить закладку храма в ноябре) собираемся на ровной площадке, с которой видно горизонт с восточной стороны.
Выбираем место, где будет алтарь, и вбиваем туда первый колышек (на чертеже А) — хотя в древности клали камень. Дожидаемся первого луча солнца из-за горизонта и, натянув веревку от вбитого кола на запад по направлению луча, вбиваем второй колышек (Б). Тем самым мы получили продольную ось храма АБ.


По линии АБ откладываем с помощью меры длины от А на запад заданную длину храма (например, 15 мер) и вбиваем колышек В (получаем середину западной стены). От линии АВ в точках А и В строим прямые углы на юг с помощью веревочного треугольника. По полученным перпендикулярам откладываем половину заданной ширины храма (например, 5 мер) и получаем юго-западный (Д) и юго-восточный (Г) углы. Продолжаем линии АГ и ВД на север на половину ширины и получаем еще два угла храма (вместо камней опять вбиваем колышки).
Осталось разметить апсиды. На линии восточной стены отмечаем последовательно от угла 3 меры, 4 меры и 3 меры и на каждом получившемся отрезке строим полуокружность в восточном направлении (используем колышек в центре и веревку-радиус).
Для завершения процедуры закладки храма необходимо торжественно обойти его по контуру от алтаря до алтаря, обязательно по направлению часовой стрелки.
Анастасия ЛОСЕВА,
школа № 1199 «Лига Школ», г. Москва

По книге П.А. Раппопорта «Строительное производство Древней Руси»

СРОКИ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ

Сроки начала и конца строительного сезона в Древней Руси определяются в настоящее время лишь очень приблизительно, и главным образом по документам более позднего времени. Рамки эти имели огромное значение для организации древнего строительного производства. Известно, что осенью, с наступлением холодов, работы обычно прекращались. Очень вероятно, что сезон длился около пяти месяцев, то есть начинался в апреле. В «Урочном положении» вплоть до начала XX в. рабочий день на строительстве определялся длительностью в 12 часов, но только от апреля до сентября, а в остальные месяцы его продолжительность резко сокращалась. Видимо, это и были примерные рамки древнерусского строительного сезона.
В первый строительный сезон копали рвы и укладывали фундамент. После этого наступал зимний перерыв, а следующей весной поверх вымостки, которая вместе с фундаментом успевала уже хорошо осесть, начинали кладку стен.
Разбивку здания в начале второго строительного сезона производили заново, на этот раз более точно, чем разбивку фундамента и вымостки, из-за чего в целом ряде случаев план фундамента и вымостки не вполне точно совпадает с планом наземных частей здания.
Частое несовпадение плана фундамента с планом стен здания в сочетании с поздними датами закладки некоторых храмов позволяет предположить, что строители ХП–XIII вв. считали необходимым, чтобы фундамент, покрытый кирпичной вымосткой, простоял зиму и хорошо осел, прежде чем на нем начнут возводить кирпичные стены. Это было особенно важно в тех случаях, когда фундамент выводили насухо, без раствора, как в Новгороде.
Таким образом, цикл работ первого строительного сезона завершался закрытием фундамента кирпичной вымосткой, а кирпичную кладку стен начинали уже во втором строительном сезоне.
Сколько же сезонов занимало строительство храма? Письменные источники дают довольно точный ответ. Десятинную церковь в Киеве строили, судя по летописи, 8 лет. Но это была первая каменно-кирпичная постройка города, следовательно, ее строительство не могло вестись такими темпами, как при налаженном строительном производстве.
Действительно, в XI в. сроки строительства становятся более короткими. Киевский Софийский собор возвели за 5 лет, не считая года закладки фундамента. За такой же срок построили Софийский собор в Новгороде (1045–1050). Но Софийские соборы были грандиозными зданиями, значительно превосходящими рядовые храмы. Обычно же строительство храма не превышало пяти лет. О строительстве Успенского собора Киево-Печерского монастыря в летописи сказано, что оно было завершено «на третее лето», не считая года закладки, то есть всего за четыре строительных сезона.
В течение всего домонгольского периода для строительства более или менее крупной церкви был нормальным срок 4–5 лет.
Очень существенная эволюция сроков строительства прослеживается в Новгороде. В первой половине XII в. здесь строили с такой же скоростью, как в других городах. Церковь Ивана на Опоках возвели за 4 года (1127–1130), а собор Антониева монастыря — за 3 или 4 года (1116 или 1117–1119). Однако во второй половине XII в. стали строить быстрее. Небольшие размеры храмов и их упрощенные формы позволили возводить церкви за два сезона, а еще чаще — за один. Так, за два сезона построили церковь Успения в Аркажах (1188–1189) и церковь Воскресения (1195–1196). При этом в церкви Воскресения в первый строительный сезон успели не только уложить фундамент, но «и възделаша до двьрии». Все церкви, возведенные за один сезон, естественно, были заложены в его начале (апреле, мае, первой половине июня). Таковы надвратная церковь в детинце (заложена 4 мая 1195 г.), церкви Кирилла (апрель 1196 г.), Спас-Нередицы (8 июня 1198 г.). Строительство каждой продолжалось около трех месяцев.
Еще быстрее закончили постройку церкви Спаса в Старой Руссе — с 21 мая по 31 июля 1198 г. — за 72 календарных дня. В действительности, учитывая наличие воскресных и праздничных дней, рабочих дней было, конечно, меньше. В одном случае летопись дает даже точный подсчет: церковь Благовещения на Мячине начали строить 21 мая и закончили 25 августа 1179 г., через 97 дней; однако в летописи отмечено: «А всего дела церковьнаго зьдания днии 70». Скорость строительства, заставлявшая сразу же после укладки фундамента начинать возведение стен, была одной из причин, почему в Новгороде, в отличие от Смоленска, Полоцка и других городов, не перешли на безрастворные фундаменты.