Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2006

ТЕТ-А-ТЕТ

н а ч и н а я  с  х х  в е к а

Лев Дьяков

Мифотворец

Иллюстрация к книге М. Поло «Миллион». Дерево ладана в Дуфаре Копия с оригинала Льва Дьякова

Итальянский мастер Фабрицио Клеричи не принадлежит к числу «легких» художников, и совсем не потому, что пользуется особым, усложненным языком. Он художник мыслящий, художник эзотерического склада. А это неотвратимо накладывает отпечаток на его творчество.

В России Ф. Клеричи известен с 1977 г., когда впервые прошла выставка его графических работ в Государственном музее изобразительных искусств, где были представлены циклы иллюстраций к поэме Ариосто «Неистовый Роланд» и книге Марко Поло «Миллион».

Чем привлекла современного художника рыцарская поэма XVI столетия? Тем же, чем великих романтиков XIX века — Эжена Делакруа и Гюстава Доре: некоей планетарностью мышления. А Фабрицио Клеричи по своему мироощущению — романтик.

Все огромно в поэме Ариосто. Необычен пространственный размах — от Китая до Испании, от Шотландии до Эфиопии. Необъятна композиция, построенная на принципе неожиданных, причудливо сменяющих друг друга переходов от одного незаконченного эпизода к другому. Поражает количество действующих лиц — их несколько сотен.

Современность подхода Фабрицио Клеричи проявляется при сравнении его листов к «Роланду» с иллюстрациями к этой поэме Гюстава Доре.

Пышные, фантастические и очень конкретные композиции Доре, обилие деталей, пластичность и точность невероятных сцен, эффектная светотень, одним словом — вещественность каждого, даже самого фантастического образа. Так, изображая сказочного гиппогрифа, Доре наделяет его скульптурно-объемной убедительностью.

В листе «Английские всадники любуются Гиппогрифом» Ф. Клеричи изображает гиппогрифа как некую прекрасную мечту, радужную вспышку, таков и весь его цикл к «Неистовому Роланду». Здесь отсутствует конкретность рассказа, фон дан намеками, представлен какими-то ребристыми кристаллическими формами. Фигуры людей, животные, архитектурные сооружения, корабли, оружие — все зыбко, как мечта. Беспредельность во времени и пространстве, имперсональность героев, место действия, похожее на сновидение, неудержимая текучесть и динамика всего чудовищного потока поэмы нашли свое выражение в этих странных, напряженных формах, точных и энергичных ударах кисти, застывших «лунных» пейзажах.

Главнейшая тема, проходящая через все творчество Клеричи, — история и поэзия, определяющая круг его образов. Это наиболее ярко проявляется в листах к книге Марко Поло.

Книга знаменитого венецианца, названная им «О разнообразии мира», или, как назвали ее современники в насмешку, «Миллион», потому что ее автор утверждал, что доходы татарского хана исчисляются миллионами, была создана в конце XIII века.

Художника она, по-видимому, привлекла своей многослойностью: здесь сложнейший сплав реальных путевых впечатлений самого Марко Поло, рассказы «очевидцев», записанные им во время странствий, обрывки средневекового романа об Александре Македонском, житийные истории, отголоски библейских текстов, китайские сказки, буддийские легенды, арабские сказки, позднее вошедшие в сборник «Тысяча и одна ночь».

Книга Марко Поло, проведшего около двадцати лет в Китае при дворе монгольского хана Хубилая, до сих пор действует на воображение читателей. Бескрайний космос исчезнувших цивилизаций, народов, обычаев, культур предстает перед нами. Прав был Альберто Моравиа, когда писал, что «Клеричи постарался своими литографиями и рисунками иллюстрировать не столько «Миллион», сколько эффект, который в свое время книга произвела на своих читателей». Здесь произошел любопытный факт столкновения мифологического мышления позднего Средневековья (Марко Поло) и современного мифотворчества (Фабрицио Клеричи).

Вот как Марко Поло описывает дворец в Чиарчиа: «Не сумею и описать величие этого дворца. Расскажу вам коротенько всю правду о нем: двадцать там больших и совсем одинаковых зал; а велики они так, что десять тысяч человек могут тут пообедать, и все они роскошно убраны золотом. Во дворце, скажу вам, десять тысяч красивых и просторных покоев».

В листе Клеричи «Дворец в Чиарчиа» бесконечность интерьеров гигантского дворца передана с помощью вертикали. Множество прямоугольных, квадратных, овальных помещений с застывшими в них бесчисленными людьми-тенями, незавершенность конструкций, тянущихся ввысь, подчеркивает безграничность дворца, создает атмосферу таинственности.

Далее Марко Поло описывает остров Цакибар (Занзибар): «Цакибар — большой и славный остров, в окружности добрых две тысячи миль. Живут тут идолопоклонники».

В акварели Клеричи «Остров Цакибар» застывшие в камне неведомые изображения на каменных основаниях, затерянные в бескрайних океанских просторах, активизируют фантазию зрителей. Это некие вневременные формы, своеобразные архетипы.

Поразительные листы Фабрицио Клеричи к книге Марко Поло оказали влияние на творчество современного писателя Итало Кальвино. Так, в его фантастическом романе «Незримые города» главный герой — Марко Поло — описывает Кубла-хану, монгольскому повелителю Китая и Юго-Восточной Азии, города, в которых он якобы побывал, но которые существуют только в его воображении. Однако фантазия его настолько животворна и красочна, что грозный повелитель считает все описанное венецианцем реальностью. Марко Поло рассказывает, например, о городе Диомире с его шестьюдесятью серебряными куполами, бронзовыми статуями богов, улицами, вымощенными оловом, с хрустальным театром и золотым петухом, каждое утро поющим с вершины одной из башен.

Вместе с рассказчиком мы вступаем в белый подлунный город Зобеиду, с улицами, запутанными, словно клубок нитей. Но наиболее удивительна Андрия, построенная с таким искусством, что каждая из ее улиц проложена в соответствии с орбитой одной из планет, а памятники и общественные места повторяют порядок созвездий и расположение самых ярких звезд. Календарь в городе рассчитан так, что рабочее время и различные церемонии соответствуют состоянию небесных тел в данный момент — таким образом, земные дни и небесные ночи являются отражениями друг друга.

Перед нами развитие мифа, возникшего в эпоху Средневековья, когда рассказы Марко Поло так воздействовали на сознание современников. Современные же мифотворцы, подобные Фабрицио Клеричи, действуют более «современно»: они не скрывают, что все рассказанное ими является чистым вымыслом. Но этот вымысел удивительно плодотворно воздействует на подсознание современного человека, заставляя его верить в реальность мифа.


Фабрицио Клеричи

Родился в Милане в 1913 г. В 1937 г. окончил с отличием высшую школу архитектуры в Риме. Его деятельность как живописца, графика и декоратора начинается сразу после Второй мировой войны. В Италии его персональные выставки состоялись в Милане, Риме, Флоренции, Турине. С 1955 г. он выставлялся во Франции, Бразилии, США, Австрии и Германии. С 1948 по 1963 г. создает декорации и костюмы для многих спектаклей ведущих европейских театров — Ла Скала, Ковент-Гарден. Он работает с такими режиссерами, как Питер Устинов, Джорджио Стрелер, Аурель М. Милосс.

В 1959 г. выполнил для собора Сан-Доменико в Сиене большой витраж «Св. Екатерина», привлекший всеобщее внимание.

Но наиболее плодотворно Ф. Клеричи работает как график. Среди книг, оформленных им, такие как «Рыцари Круглого стола» Ж. Кокто, «Сатирикон» Петрония, «Князь» Н. Макиавелли, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто, «Миллион» Марко Поло.