Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2006

ДЕТИ В МУЗЕЕ

И д ё м  в  м у з е й

Валентина ЛЫСЮК, Петр ЕФИМОВ

Художественныйй образ и его пластическое воплощение.

Продолжение. См. № 12–16, 19, 20/05, 1/06

Тема VIII
«КАК ЛЮДИ РАНЬШЕ ЖИЛИ»

I часть
Экскурсия по экспозиции Государственного Русского музея

ЗАДАЧИ
1. Познакомить детей с понятием «бытовой жанр» в живописи и скульптуре.
2. Дать им возможность почувствовать, что повседневность — достойный предмет изображения в искусстве.
3. Раскрыть роль сюжета в жанровом произведении. Объяснить, что выбор сюжета зависит от круга творческих задач, поставленных перед собой художником и от оценки изображаемых им сцен и персонажей.
4. Показать разнообразие тематики бытового жанра.
5. Объяснить детям, что герои бытовой картины, скульптуры — собирательные образы (в отличие от портрета).

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД
1. Венецианов А.Г. Спящий пастушок. 1820-е.
2. Плахов Л.К. Кузница. 1845.
3. Кустодиев Б.М. Гулянье на Волге. 1909.
4. Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем. 1918.
5. Трубецкой П.П. Извозчик. 1898. Бронза.
6. Серебрякова 3.Е. Крестьяне. Этюд. 1914.
7. Суриков В.И. Взятие снежного городка. 1891.

ХОД ЭКСКУРСИИ
В начале экскурсии следует попросить детей вспомнить картины А.Г. Венецианова, которые они уже рассматривали на предыдущих занятиях («Жнецы» и «Гум-но»). Путем наводящих вопросов выйти на понятие «бытовая картина».
— Каких людей любил изображать на своих полотнах Венецианов — городских или сельских, богатых и знатных или простых и бедных?
— В какие моменты жизни — яркие, необычные, исключитель-ные или будничные, повседневные — он их показывает, в какой обстановке и за какими занятиями?
Крестьяне ничем вроде бы не примечательные, простые люди, они заняты привычным трудом, но художник видит их обаяние, красоту, как и красоту их труда и быта.
Такие произведения, где художник стремится показать жизнь, быт, отдых людей, реальные каждодневные человеческие взаимоотношения, относятся к бытовому жанру.

1. А.Г. Венецианов. «Спящий пастушок»

Рассмотрите фигуру сладко спящего мальчика в лаптях, онучах, старом холщовом армяке, стриженного «в скобку», поясните, что это деревенский пастушок, и спросите у детей:
— Почему мы сразу обратили внимание на пастушка, хотя его фигура занимает лишь угол картины, а большую часть занимает изображение природы?
— Почему при таком детальном изображении природы это не пейзаж, а бытовая картина?
Обратите внимание детей на крупную фигуру мальчика, усиленную мощным стволом старой березы, размещенной на переднем плане и приближенной к зрителю, и поясните, что пастушка нельзя отделить от мира, в котором он живет, от природы, где проходит его жизнь, где он пасет свое стадо. Покажите, как художнику удалось передать эту слитность природы и человека, отметив:
— общность их настроения и состояния — тишины, покоя, умиротворения;
— обыденность русского сельского пейзажа, с его равнинным горизонтом, густыми травами, тонкими елями, покосившейся кре-стьянской избой, маленькой тихой речкой с низкими берегами;
— неяркий, мягкий, теплый колорит картины, медленный, тихий, почти застывший ритм делают произведение одним из самых поэтических творений, где художник отобразил своеобразную красоту обыденной и неяркой сельской русской природы.

2. Л.К. Плахов. «Кузница»


На примере этой картины важно показать детям, что момент тяжелого физического труда может предстать перед зрителем как прекрасное, достойное удивления зрелище.
Предложите детям вспомнить изделия из железа — узорные светцы, ларцы, ключи и другие, с которыми они познакомились в залах народного искусства, и напомните, что их в огне создавали кузнецы.
Рассмотрите внутренний вид кузницы с огромной полыхающей огнем печью, кадками с водой, кузнечными инструментами и наковальней, по ходу разъясняя их предназначение и последовательность обработки металла.
Объясните, что белые рубахи с закатанными рукавами, боль-шие холщовые передники — одежда кузнечных дел мастеров.
Задайте вопросы:
— Как вы считаете, страшно кузнецам работать в столь накаленном от жара огня помещении?
— Кажется ли вам их труд тяжелым и изнурительным или нет?
Отметьте, что спокойные мужественные фигуры кузнецов изображены художником в разных ракурсах и позах, передающих мерный ритм привычного, требующего больших физических сил, труда. Один из них уверенно заносит молот над наковальней, другой плавит металл в печи, подчиняя себе огненную стихию.
Красножелтые клубы дыма и языки огня в зеве печи, взметнувши-еся вверх, отблесками падающие на фигуры и лица кузнецов, наковальню с раскаленным железом, придают картине динамизм, возникает эффект некоторого волшебства — рождение из огня предметов различной формы.
Завершите рассмотрение картины выводом о том, что простые люди, их красота и мужественность, как и красота и благо-родство их труда, изображены художником так убедительно, что понимаешь: герои картины бытового жанра (как и портрета, и исторической живописи) являются дос-тойным объектом изображения, вызывающим уважение и восхищение.

3. Б.М. Кустодиев. «Гулянье на Волге»


Попросите детей молча вглядеться в произведение.
Задайте вопросы:
Какое чувство возникло у каждого в душе при созерцании полотна — радости или печали, свежести, простора или тесноты, яркости, веселья, праздника или монотонности, скуки, серости?..
При обсуждении ответов, покажите детям выразительные средства живописи, с помощью которых художнику удалось выз-вать это впечатление у зрителя.
Расскажите им, что художник Кустодиев любил в своих по-лотнах отображать картины народного быта, праздничные стороны жизни русской провинции. Объясните, что такое провинция. Рассмотрите вместе с деть-ми изображение широкой полноводной Волги с пароходами, лодками, с белой церковью на другом берегу, домиками, тонущими в зелени, бегущими облаками в привольном небе — то есть природы, создающей ощущение движения, простора, свежести.
Подчеркните, что ощущение приволья, бескрайности пейзажа дает высокая линия горизонта и что пейзаж у художника органично входит в жизнь провинции, давая ощущение нерасторжимой связи между ними.
Далее рассмотрите берег Волги с частью небольшого провинциального волжского города с торговыми рядами, смешными вывесками. Объясните, что это, видимо, воскресное гулянье на приволжском бульваре, где играет духовой оркестр, чинно гуляют дородные дамы с кавалерами, нарядные барышни, важно прогуливаются купцы и чиновники, глазеют на них принарядившиеся крестьянские бабы, приехавшие на праздник.
Отметьте умение мастера вписать в пейзаж множество людей и заставить их жить единой жизнью.
Рассмотрев отдельные образы и группы людей, подведите детей к следующим выводам:
— несмотря на то, что каждый образ выписан зримо, сочно, жизненно, художник любуется не столько отдельными образами, сколько пластичностью групп, их движениями и колоритом, отчего возникает ощущение зрелищности и декоративности полотна, подчеркнутых ликованием блещущей красой природы, созвучием праздничных красок;
— любя быт провинции в будни и в праздники, Кустодиев стремится запечатлеть в картинах красоту народной жизни, ощущение радости бытия, его поэзию и значительность.

4. Б.М. Кустодиев. «Купчиха за чаем»


Приступая к рассмотрению этой картины, задайте детям ряд наводящих вопросов:
— За каким занятием изобразил художник молодую красивую женщину?
— Как вы поняли, что она изображена во время чаепития?
— О чем говорит изобилие фруктов, овощей, выпечных изделий (кексов, бубликов) на столе?
— Какие детали (что или кто) помогают нам понять, что чаепитие происходит на балконе?
— Обратите внимание на пейзаж, расстилающийся за балконом: высокое небо, зеленые берега над гладью воды и белые церквушки. Какую природу напоминает вам изображение — сельскую, как в картине «Спящий пастушок», или русского провинциаль-ного города, как в картине «Гулянье на Волге»?
Поясните, что художник Кустодиев хорошо знал и любил быт русской провинции, где в основном проживало торговое купечество, а идеалом женской красоты для него были купчихи, внешним обликом которых он восхищался и в своих произведениях как бы приглашал зрителей полюбоваться яркими, сочными образами.
Объясните, кто такие купчихи и что купечество, в те времена еще недавно вышедшее из крестьянства, сохранило нравы и обычаи народной жизни, но разбогатело на торговле, и это делало их быт ярким, «живописным». Жены купцов не работали и жили в сытости и достатке.
Рассмотрите, с какой любовью и тщательностью художник выписал купчиху: холеная, здоровая, пышная, крупная, круглолицая, чернобровая, синеглазая в шелковом лиловом платье с белым кружевным воротником, красиво оттеняющим ее роскошные обнаженные плечи.
Обратите внимание детей на величавую осанку купчихи, которая знает, что на нее смотрят, и чуть позирует; на сытую и холеную кошку. Роскошный натюрморт на столе выдает стремление показать достаток и благополучие в доме.
После этого педагогу по пластике можно провести с детьми игру.

Игра «Ленивая кошка»
— Зачем художнику понадобилось изобразить рядом с купчихой кошку?
Мы уже рассматривали изображения животных рядом с людьми и пришли к выводу, что хозяева и их домашние животные часто чем-то неуловимо похожи друг на друга.
— Чем похожа кошка на свою хозяйку?
— Присмотритесь внимательно к кошке, как она выгнула спинку и ластится к купчихе, трется мордочкой о ее плечо, гладит ее лапкой, и попробуйте принять позу кошки.
Сделаем два-три шага, как будто незаметно и мягко подкрадываемся к хозяйке, не забывая, что кошка сытая, толстая, ей тяжело идти.
Повторим движения кошки на картине, свернемся в клубочек и мирно заснем.
Продолжим далее рассматривать произведение Б.М. Кусто-диева. Зададим вопросы:
— Можно ли назвать изображение купчихи портретом?
— Почему художник назвал свою картину «Купчиха за чаем», без конкретной фамилии или имени?
— Почему ее облик так похож на народный сказочный образ русской красавицы, статной, румяной?
Ответы на эти вопросы помогут детям осознать такое сложное для них понятие, как собирательный, или обобщенный, образ. Созданный живописцем образмечта, идеал, где соединились реальность и фантазия, где все посвящено прославлению женской красоты, выражен звучной, яркой живописью. Золотые лучи, которые пронизывают предзакатный пейзаж, сообщают образу красавицы своеобразную поэзию. Натюрморт на столе, со спелым разрезанным арбузом в центре, становится символом радости и щедрости бытия.
Подведите итог: вновь мы увидели, как бытовой сюжет, повседневное занятие могут под кистью художника превратиться в праздничное зрелище, утверждающее, что истинная красота всегда связана с красотой народной.

5. П.П. Трубецкой. «Московский извозчик»

Показ этого произведения служит средством переключения внимания группы на другой вид искусства, что способствует поддержанию интереса к экскурсии.
Напомните, что к бытовому жанру обращаются не только художники, но и скульпторы, которые бытовые сцены чаще всего передают с помощью скульптурных групп.
Поясните, что в данной скульптурной группе отображена будничная жизнь человека и его верного друга и помощника — лошади.
Предложите детям вглядеться в застывшие позы сжавшегося от лютого холода старика-извозчика и понурой лошади с обледеневшей обвисшей гривой.
Задайте вопросы:
— Что происходит в этой сцене?
— О чем говорят нам их позы?
— Как бы вы иначе назвали это произведение?
«Ожидание» — наиболее точное слово для понимания сущности состояния персонажей, видимо, не один час безнадежно ожидающих какого-нибудь пассажира.
— Скульптор любуется своими персонажами или сочувствует им?
— Какие выразительные средства, использованные скульптором, рождают у зрителя чувство горечи, грусти, печали, ощущение безысходности положения героев?
Отметьте, что это ощущение передается не только изображением физического состояния персонажей, но и характером обработки бронзы.
Внимательно рассмотрите поверхность скульптуры с быст-рыми, тревожными следами пальцев, отпечатавшимися в бронзе (след предварительной работы с глиняной моделью), — свидетельство волнения и боли мастера за тяжелую, безысходную долю его героев.
Сделайте вывод: в отличие от только что рассмотренных нами ранее картин, отражающих жизнь и быт простых людей, в кото-рых художники любовались своими персонажами, в этом скульптурном произведении Трубецкой стремился вызвать у зрителей чувство сопереживания героям в их трудной жизни и рассказать о тяжелом труде и жизни простых людей.
Введите в пассивный словарь понятия: извозчик, ездок, возок, сани.

6. З.Е. Серебрякова. «Крестьяне»


Прежде чем показать детям это произведение, желательно вновь рассмотреть с ними картины Венецианова «Жнецы» и «Гумно». Напомните, что это картины из жизни крестьян про-шлого века, и поэтому крестьяне изображены в традиционной национальной одежде — рубахах, сарафанах, кокошниках, лаптях. Еще раз обратите внимание на ритм картин — неспешный, размеренный, олицетворяющий красоту труда.
Задайте вопросы о картине Серебряковой:
— Какой момент и кто изображен на этом полотне?
— Найдите сходство и различие в изображении крестьян XIX века и крестьян Серебряковой (обратите внимание детей, что герои картины Серебряковой живут уже в XX веке).
— Какие образные средства использованы художницей для создания психологически выразительных крестьянских типов? Выде-лите следующие моменты:
?крестьяне изображены на фоне ржаного поля на жатве, но в отличие от «Жнецов» мы не видим колосьев;
?фон дан цветовыми плоскостями;
?фон плоский, условный, но возникает ощущение, что люди пребывают в трехмерном пространстве, на широком поле; это достигнуто путем диагонального размещения и сложного разворота фигур, что придает композиции картины динамичность;
?значительные по формату и по обобщенности форм фигуры крестьян, запечатленные в момент трапезы на фоне поля с высоким горизонтом, четко выделенные крупными цвето-выми пятнами, располагаются на переднем плане;
?величавые, сдержанноразмеренные движения женщины, наливающей молоко в глиняный горшок, и мужчины, разрезающего каравай хлеба, придают сцене ощущение тишины и торжественного спокойствия.
Обратите внимание на то, что крестьяне сидят рядом, но они словно не замечают друг друга, каждый из них сосредоточенно занят своим делом, думает о чем-то своем, и объясните, что такая отрешенность, замкнутость в себе людей, их молчание создают впечатление значительности происходящего в картине.
Рассмотрите одежду крестьян и подчеркните, что несмотря на ее однотипность (те же сарафан, рубаха, передник, лапти, онучи, косынка, что и у Венецианова), на картине Серебряковой она более проста, стилизова-на, обобщена. Можно заметить множество различий в фасонах, крое, материалах, орнаментике.
Яркие и насыщенные локальные цвета одежд и фона: красные, синие, белые, желтые — сообщают обыденной трудовой жизни ощущение праздничности, приподнятости.
Покажите детям, как художница направляет движение взгляда зрителя по замкнутой кривой и как ритмы плавных линий, повторяемые в многочисленных окружностяховалах голов, воротов, рукавов одежды, предметов (хлеба, миски), своей ритмичностью, завершенностью рождают ощущение цельности компо-зиции картины, музыкальности ее строя.
В заключение подчеркните, что, несмотря на множество отличий в методе работы, художников Венецианова и Серебрякову объединяет:
— умение придать обыденному мотиву и образам крестьян поэтические и возвышенные черты, выразить гармонию человека и природы;
— любование физической и духовной красотой крестьян;
— стремление видеть в людях лучшее, утверждение ценности и достоинства человека труда.

7. В.И. Суриков. «Взятие снежного городка»

Цель показа произведения — дать детям возможность понять, что сюжет народного гулянья, праздника раскрывается художником в зависимости от поставленной задачи и от его оценки изображаемой сцены и персонажей.
Задайте вопросы:
— Мы видим, что на полотне изображен штурм, бой, но почему у людей такие веселые, задорные лица?
— Какое впечатление производит картина — суровое, мрачное или радостное, веселое, праздничное?
Расскажите, что картина создана Суриковым во время поездки на родину, в город Красноярск, в Сибирь. Несмотря на то что писал произведение в зрелом возра-сте, он хорошо помнил и знал жизнь и быт сибиряков, своих земляков. Сюжетом для картины художник выбрал старинную сибирскую народную игру, знакомую с детства.
Расскажите детям о Масленице, о содержании игры «Взятие снежного городка».
Поясните, что в картине отражен главный момент игры — победа, размах праздника. Выделите следующее:
— стремительное движение разгоряченного всадника на вздыбленном необъезженном коне пробившегося к городку и ломающего снежную стену;
— строй защитников городка, вооруженных хворостинами, метлами, трещотками;
— облик молодого казака с горящими глазами, дышащего отва-гой и удалью, и столь же возбужденного, как бы летящего на нас коня с раздутыми ноздрями, косящими сверкающими глазами;
— светящиеся радостью и весельем оживленные молодые лица победителей;
— сверкающий снежный зимний пейзаж;
— разлетающиеся из-под копыт коня комья снега.
Обратите внимание детей, что композиция картины, с тремя пространствен-ными планами, с диагонально разбегающимися высокими бере-гами реки Енисея, подчеркивает не только широту и размах праздника, но и широту народной души, так как главный герой картины — народ.
Отметьте, что все герои написаны художником с натуры, все — его земляки. Назовите некоторых персонажей картины — брата Александра в санях, печника Дмитрия — всадника, сидящую в санях в горностаевой пелерине племянницу Татьяну Капитоновну.
Покажите, какими средствами Суриков выражает свое вос-хищение всеми героями, показывает, что ему все дороги, всеми он любуется. Их лица с нежным румянцем как бы окутаны морозным свежим воздухом. Все персонажи картины полны здоровья и красоты, они напоминают образы произведений народного искусства.
Картина ярко национальна по своему колориту. Любовь художника к народному искусству выражена в узорочье одежды, в расписных дугах, в цветастом ковре на санях. Колорит картины построен на ярких, чистых цветах, мелькающих в одеждах тол-пы, кушаках, узорных платках.
Для того чтобы дети поняли, что цвета в картине обусловлены народными представлениями о красоте, скрывающейся в красках природы, музейному педагогу желательно предварительно показать им книгу с изображением камнейсамоцветов, от которых произошли народные старинные название цветов (бирюза, яхонт, изумруд, лазурит, опал, рубин и др.).
При характеристике цветов в одеждах людей положительный эффект дают двойные наименования цветов: желтый — яхонтовый, голубой — бирюзовый, зеленый — изумрудный...
Можно провести игру на поиск в картине цветов, подобных камням-самоцветам.

Игра «Найди в картине цвета, подобные камням-самоцветам»
Особо обратите внимание на живопись «белого» снега. По-кажите богатство красок, насыщенность каждого пятнышка сне-га различными оттенками, градациями (от холодных тонов — синего и фиолетового до теплых — розовых, золотистых). Подчеркните, что такого многоцветного снега до Сурикова в русском искусстве не было.
Сделайте вывод: несмотря на бытовой характер сцены, эта картина — о народе, о людях, душевно богатых, здоровых, силь-ных, цельных, которые творят историю.

Продолжение следует