Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Cобирательный образ идеального ребенка

Неизвестный художник. Портрет девочки с куклой. 1767

Очень царственный вид у веселой пятилетней девочки, одетой в красивое желтое платье. Ее волосы скреплены гребнем с драгоценным украшением в виде цветка, усыпанного бриллиантами. О высоком положении девочки напоминает корона, лежащая на столе, покрытом красной скатертью. Это портрет будущей королевы Испании Изабеллы II кисти Мариано Квинтанильи (1835). На другом обаятельном детском портрете — Софии Богемской (1635, голландский художник Геррит ван Хонтхорст) предстает пятилетняя принцесса, получившая впоследствии прекрасное образование, считавшаяся самой утонченной принцессой своей эпохи, чей сын станет королем Англии Георгом I. О ее блистательной родословной свидетельствуют украшающие платье медальоны с миниатюрами: деда Якова 1, матери — королевы Богемии, отца Фридриха V.

В Историческом музее на необычной выставке «Золотые дети» (детский европейский портрет XVI– XIX вв. из собрания Фонда Янник и Бена Якобер, Мальорка, Испания) демонстрируются 56 портретов детей, принадлежавших к придворной аристократии. Притягательность этой выставки — в ее поразительном многообразии. Здесь можно проследить развитие придворного портрета за четыре столетия, ощутить своеобразие европейских национальных художественных школ, познакомиться с портретами известных придворных художников: Франса Поурбуса Младшего, Хуана Карреньо де Миранда, Жана Батиста Удри… Специфический аромат эпохи угадывается в каждой детали портрета. Особенно любопытно узнавать в изображенных на картинах детях будущих монархов европейских государств, знаменитых исторических персонажей.

Один из самых эффектных портретов на выставке — «Вдовствующая королева Анна Австрийская с детским портретом Людовика XIV» (1660-е) работы неизвестного художника. Это очень оригинальный и редкий портрет, королева-мать здесь идеализирована: в то время она уже была старой, больной и толстой, а Людовик, очень похожий на мать, изображен в юном возрасте. Многозначны аксессуары, детали: красивый предрассветный пейзаж намекает на перемены, которые принесет новое царствование.

Неизвестный художник. Портрет эрцгерцога Карла Австрийского, будущего императора Карла VI, в возрасте 10 лет. 1695

Кому-то понравится пристально вглядываться в лица детей на портретах и пытаться определить, как сложатся их судьбы, какими они будут правителями. Портреты оказываются очень любопытными свидетельствами истории. Так, на портрете десятилетнего эрцгерцога Карла Австрийского, будущего императора Карла VI (1695, неизвестный художник), он изображен в черных доспехах, с маршальским жезлом, в претенциозной и нарочито самоуверенной позе, как бы демонстрирующим свои права на престол. Тогда, в смутный период, соответствующий акцент на портрете имел очень большое значение, поскольку шла борьба за испанский престол.

Изучая некоторые портреты, можно даже представить, как воспитывали детей в прошлом. Это хорошо прочитывается прежде всего на немногих портретах обычных детей. На очаровательном портрете неизвестного английского художника («Портрет двух детей на фоне пейзажа», 1790) дети в скромных, удобных одеждах изображены на фоне идиллического пейзажа с розовым закатом, голубыми холмами, фруктовыми деревьями. Подчеркивается их полная гармония с природой, в соответствии с распространившейся в ту пору модой на естественность и простоту.

Странно и непривычно видеть мальчиков, одетых в платья, порой невозможно отличить их от девочек. Вплоть до середины XVIII в. существовал обычай одевать мальчиков до семи лет в женские платья, как на «Портрете Томаса Пламера Байда и его брата Джона Байда» (начало 1730-х) — редкий пример живописной манеры очень плодовитого мастера Еноха Зеемана, писавшего портреты членов королевской семьи и аристократии. А вот «Портрет инфанта Франсиско де Паула» (1799) кисти Антонио Карнисеро. Здесь «золотой мальчик» младше семи лет предстает в длинных брюках и гибком поясе (единственный случай на выставке) — это новая мода, «матросский стиль», получивший вскоре известность во всей Европе.

Один из самых странных — «Портрет девочки с куклой» (1767) неизвестного английского художника. Она держит модную деревянную куклу, похожую на взрослую женщину, как напоминание про обычай монархий дарить такие куклы, чтобы те, кто получает подарки, был в курсе последней моды. И кукла, и девочка одеты в одинаковые платья. Нарумяненное лицо куклы со стеклянными глазами и париком из человеческих волос кажется даже более живым, чем лицо девочки. Скованный, не очень уверенно написанный портрет, примечателен именно тем, что героиня изображена вместе с куклой.

Чинно позирующие, в длинных неудобных платьях, скованные, неуверенные в себе, слишком серьезные, старательно подражающие взрослым, трех-семилетние дети, изображенные на портретах, порой кажутся старше своих лет.

Мариано Квинтанилья. Портрет королевы Испании Изабеллы II. 1834-1835

Многих «золотых» мальчиков и девочек ожидало блестящее будущее, как, например, двухлетнего Франсуа Аннибала II, герцога д’Эстре (1625, портрет Огюстена Кеснеля), такого значительного и строгого. Он сделает блестящую карьеру при регентстве Марии Медичи.

В прошлые столетия дети часто болели и умирали в раннем возрасте. Об этом напоминает трогательный портрет ребенка (прожившего всего 2,5 месяца) из рода Ван Лимпургов (1668, неизвестный художник). Портрет малоинтересный с точки зрения профессионального исполнения, зато любопытный по иконографии. В загробном мире босоногого мальчика в прозрачной рубашке встречает пухлый ангел с пальмовой ветвью и возлагает корону на его голову. А малыш положил руки на шар, окутанный клубами дыма, — символ бессмертия. Яркий пример посмертного детского портрета.

Многие художники в детских портретах уделяли большое внимание деталям, украшениям, имевшим символическое значение. На красивом светло-коричневом фоне с использованием игры света и тени (в традициях Караваджо) знаменитый папский художник Оттавио Леони изобразил маленькую девочку Анну Камиллу Барберини (1630), умершую в три года. Она одета в красное шелковое платье с серебристым атласом. Удивляет обилие коралловых украшений — они повсюду, что является своеобразной защитой больной девочки. А привязанный лентой взлетающий щегол напоминает о быстротечности жизни.

Особый интерес представляет имеющийся в коллекции Янник и Бена Якоби «Портрет инфанты Маргариты» (1665) Франсиско Игнасио де ла Иглесиа. Самый знаменитый портрет инфанты Маргариты написал Веласкес. Изысканный портрет Маргариты кисти Иглесиа написан накануне ее свадьбы с будущим императором Леопольдом I.

Один из самых сильных и трагичных на выставке — «Портрет короля Испании Карла II» (1671) Хуана Карреньо де Миранда. В этом этюдного характера выразительном портрете в лице болезненного короля остро прочитываются одиночество и страх за бремя ответственности его власти.

А на «Портрете Карла III в детстве» (1726) знаменитый будущий «добрый» король, столь любимый испанцами, предстает здоровым, энергичным уверенным в себе десятилетним ребенком. Взгляд его глаз смело устремлен на зрителя.

На выставке детских портретов в Историческом музее возникает загадочный, сложный, непостижимый, в чем-то ущербный, но обаятельный образ «золотого» ребенка, созданный европейскими художниками.