Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

р о м а н с к и й  с т и л ь

Елена МЕДКОВА

Темы и вопросы для обсуждения

Сен-Жиль-дю-Гар. Вторая четверть XII в. Франция

Разговор о романском искусстве необходимо предварить выяснением экономических, политических и духовных предпосылок рождения романской цивилизации. Особый интерес здесь представляет вопрос о соотношении стихийного мифологического (близкого первобытной магии и языческим верованиям) сознания “варварских” племен и народов и христианской догматики, об их взаимодействии и взаимовлиянии. Необходимо отметить большую конкретность мышления народов Западной Европы в истолковании и изображении абстрактных понятий в отличие от абстрактности мышления представителей византийской церкви (выработка канонического символического изображения) и ислама (полное отсутствие изображений).

Параллельная кристаллизация стилевой системы романского искусства и образности национальных эпосов может стать интересной темой для обсуждения в плане лучшего понимания духа времени, приоритетности понятий величия, мощи, силы и героики, предопределенности неизбежной судьбы, конкретности ощущения бытия и небытия, мира реального и ирреального.

Происхождение и истоки романского стиля — очень сложный вопрос. Здесь стоит уделить внимание прежде всего проблеме восстановления культуры каменного строительства, источника и географии ее распространения. Следует отметить большую роль ломбардской школы каменных дел, чье влияние распространилось не только на Италию, но и на Францию (через южные области), а далее на Англию через Нормандию, Германию (по Рейну), Испанию (по путям паломничества) и даже на архитектуру Владимирского княжества. В организационном плане на распространение технологии каменной кладки и новых типовых находок обустройства монастырской территории и планов монастырских соборов сыграл орден бенедиктинцев, и на это тоже необходимо обратить внимание учащихся.

Сен-Фрон. XII в. Периге, Франция

Интересной темой для обсуждения является и то, что было воспринято в романском искусстве от римского античного наследия, — в виде целостной системы, в виде фрагментов, элементов декора и др. (ср. триумфальную арку с классическим порталом замка Кастель-дель-Монте в Апулии и фасадом церкви Сен-Жиль-дю-Гар, античный ордер и сооружения так называемого “инкрустационного стиля” Флоренции). Вопрос о выборе в качестве образца для церковного строительства плана и конструкции римского общественного здания (базилики) может вывести на обсуждение вопроса различия языческого и христианского храмов (дом бога — место общей молитвы и мистического воссоединения с Богом). Сравнение раннехристианской и романской базилики даст возможность ярче охарактеризовать специфику первой и второй (дематериализация — подчеркнутая тектоника каменных масс, мистика света и цвета — мистика камня и геометрических форм, единое пространство — иерархичность пространства и др.) и показать, в каком направлении развивалась мысль в плане интерпретации базилики. Далее сравнение можно продолжить на материале готики (возврат к единому пространству в интерьере, идея взаимопроницаемости божественного и земного мира, замена горизонтальной направленности на вертикальную, общая идея витальности мира, мистика цветовоздушной среды, замена проекции трансцендентального мира на модель всего мироздания).

Небезынтересен и вопрос о промежуточных моделях романской архитектуры, возникшей на пересечении традиций западных и византийских, в результате чего возникли такие шедевры, как собор Сан-Марко в Венеции и церковь Сен-Фрон в Периге (Франция). Вопросы влияния исламской культуры строительства на формирование принципов фортификации романского замка (соотношение донжона и стен, расположение ворот, традиция цилиндрических башен), с одной стороны, и красочности исламской архитектуры на декор итальянских романских соборов — с другой, могут расширить представления учащихся о богатстве культурных связей Средневековья. Сравнение известняковых стен церкви Покрова-на-Нерли с киевской традицией кирпичного строительства и новгородской каменной кладки из необработанных каменных блоков поможет выявить романский компонент во владимирской архитектуре и специфику его сращивания с местными традициями. Далее цепочку сравнения можно продолжить Успенским собором в Москве, построенном через четыре столетия выходцем из той же Северной Италии, которого отправили во Владимир для изучения исконно русских образцов.

Рассмотрение проблем соотношения сакрального и мирского (жесткое противостояние) в романском храме, внешнего и внутреннего (предельный пример изоляции — собор в Вормсе с симметричными башнями с востока и запада), духовного и телесного (дуализм, идеалы аскетизма), абстрактного и реалистического (преобладание абстракции в сакральном центре) даст возможность поэтапно выявить специфику романского храма как целостной системы. Выяснение вопросов о том, что преобладает в экстерьере и интерьере романского собора: статика или динамика, горизонтальное или вертикальное направление, сочленение или слияние, — уточнит общую картину.

Сравнение разных национальных архитектурных школ (французской, германской, итальянской) даст представление об общем и частном в романском искусстве, о механизмах взаимодействия общих стилевых установок с местными традициями, о соотношении прогрессивных и консервативных тенденций и о сложности и противоречивости культурных процессов, развитие которых не всегда лежит на основной магистрали (консервация традиций римского искусства в итальянской романской архитектуре воспрепятствовала полноценному развитию готики, но способствовала развитию образности Ренессанса).

В заключение можно поднять вопрос о том, какой характер имеют представления учащихся об эпохе Средневековья. Что повлияло на их формирование — историческая, искусствоведческая или художественная литература, научно-популярные или игровые кинофильмы, компьютерные игры, личные наблюдения во время экскурсий? Образы какого стиля, романского или готического, преобладают в представлениях школьников? В иллюстрациях каких литературных произведений (в том числе и в жанре “фэнтези”), известных детям, использованы образы романского искусства? В каких кинофильмах и как использована романская архитектура? Почему в киноэпопее П. Джексона “Властелин колец” для развалин Осгилиата и замка назгулов выбран готический стиль, а для твердыни Гондора, белой крепости Минас-Тирит — романский и в чем смысл выбора романского комплекса в Пизе в качестве образца для дворца правителя Гондора?

Имеет ли замок Нойшванштайн (“Новый лебедь”), построенный королем Людвигом II Баварским в ХIХ веке и ставший образцом для сказочных замков Диснейленда в ХХ веке, какое-либо отношение к стилистике и образности романского замка?