Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

р о м а н с к и й   с т и л ь

Марина Фролова,
учитель МХК, г. Ходыженск Краснодарского края

Европейское искусство X–XII вв.


Урок для учащихся 7-го класса

Собор в Шпейере. 1030-XIX в. Германия

Цель: дать понятие о стиле как о способе воплощения мировоззрения эпохи.

Задачи: создание единого образа времени; работа над терминами; развитие умственных способностей; выделение основных признаков художественного стиля; выявление межпредметных и межуровневых связей в рамках изучения МХК.

Ход урока

1. Вводная беседа. Работа над терминами

Учитель. Понятие стиля в истории культуры употребляется в нескольких значениях. Слово «стиль», происходящее от греческого stylos — острая палочка для письма, уже в древнем мире стало обозначать сначала красивый почерк, а затем умение правильно и красиво излагать свои мысли. В этом значении оно употребляется и в современной науке.

Стилем в узком смысле слова обозначают индивидуальные художественные особенности, присущие творчеству крупного писателя, художника, музыканта (стиль Микеланджело, стиль Прокофьева). В истории искусства понятие стиля обычно используют в широком смысле. Под стилем подразумевают важнейшие этапы развития мирового искусства, когда складывается общая художественная система, охватывающая все виды художественной культуры.

В XVII веке границы стилей в европейской культуре начинают постепенно размываться. Поэтому применительно к искусству рубежа XIX–XX вв. следует говорить о синтезе стилей. В искусстве XX в. картина развития мировой культуры настолько усложняется, что понятие «стиль» к ней уже не применяют. На смену приходят другие определения — течение или направление.

Следует разграничить понятия «стиль» и «эклектика». Стиль предполагает наличие цельной системы художественно-выразительных средств, создание определенной школы, направления. Так, средневековый готический собор объединял в себе не только приемы архитектуры, но и все виды пластических искусств, а также музыку и поэзию. Все эти искусства объединяло наличие общей религиозной системы — христианства — и общие образы, мотивы, система приемов. Использование же готических элементов в постройках второй половины XIX в. нередко вступало в противоречие с классическим силуэтом здания. Подобное противоречие и получило название эклектизм.

Следует различать понятия «стиль» и «стилизация». Стилизация — намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. «Расширение современности своего рода за счет прошлого, а не механическое перенесение художественных ценностей из былого в нашу эпоху — вот смысл творческой стилизации», — писал композитор Б.В. Асафьев.

Запись в тетрадь

Стиль — устойчивое единство художественных принципов, приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.

Стилизация — намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи.

Эклектика — использование в одном интерьере, постройке, художественном произведении элементов разных стилей.

Замок Лош. IX в. Франция

2. Активизация имеющихся знаний. Беседа

Учитель. Романский стиль открывает эпоху Cредневековья. С искусством и культурой Средних веков вы впервые встретились в 6-м классе на уроках истории, МХК и литературы. Хронологические рамки периода — V–XV вв. Попробуем вспомнить начало этого сложного и противоречивого времени.

Римская империя под ударами завоевателей распалась на две части: западную со столицей в Риме и восточную со столицей в Константинополе. Впоследствии Рим стал центром католицизма, а Константинополь — православия. Время распада Римской империи — V век — и принято считать началом эпохи Средних веков.

Средние века начинались и заканчивались потрясениями, связанными с падением Рима. В V в. пал имперский Рим, великий город, несколько столетий обеспечивавший мир и процветание десятков стран и народов. Рим был воплощением порядка, цивилизованной и культурной жизни; он казался несокрушимым, как скала, и божественным, как Космос, Вселенная. Его крах означал уход античной культуры — она лишилась своего средоточия, центра, из которого к полудиким окраинам тогдашнего мира шло мощное излучение политической и культурной силы. Имперские земли были наводнены варварами, не знавшими латыни; жители отдельных областей, говорившие теперь на разных языках, перестали понимать друг друга.

Такой мир превращался в хаос, где господствовали враждебные человеку силы. Страх перед такими последствиями был настолько велик, что падение Рима было оплакано даже многими христианами, которые в целом относились к империи очень настороженно.

Человек раннего Средневековья видел мир как бы в магическом зеркале; он знал, что вокруг существует множество «проломов», «трещин» и «дыр», через которые в мир могут проникать силы зла. Рухнул центр Вселенной — Рим — и превратился в такую огромную дыру, которую спешно принялись заделывать. Средневековье создало «святой город», где в великолепных храмах поклонялись мощам святых, рассказывали легенды о раннехристианских мучениках. Наконец, в Риме находился христианский первосвященник — папа. Этот город стал чем-то вроде магической печати, наложенной Средневековьем на пеструю, разноязычную и разноликую Европу. Такое отношение к Риму хорошо видно в предании о том, как папа Лев I в 452 г. выехал навстречу вождю гуннов Аттиле, вооруженный одним лишь крестом, и увещеваниями заставил Аттилу отказаться от намерения захватить и разграбить город.

Травма, нанесенная средневековому сознанию крушением Рима, оказалась настолько тяжелой, что полностью изменила представления людей о культуре. Средневековье отказалось от стремления к «распространению» культуры, столь свойственного античности; оно предпочло магически «запечатывать» мир, сохранять его границы неизменными. Священник, изгоняющий дьявола из одержимого, Роланд и Оливье, гибнущие в неравном бою с маврами, скульптор, высекающий изображение Христа над церковными вратами, — вот герои Средневековья. Хорошим, надежным считалось то, что уже было и завершилось; слово «новшество» использовалось средневековыми писателями как осуждение недостойного, опасного.

«Каким замечательным был мир в прежние времена, когда в нем в достатке были золото, правосудие и любовь!» — восклицал в XI в. неизвестный нам французский поэт. Со своей точки зрения он был прав, потому что для Средневековья золотой век — время давно минувшее. Сегодняшний же день постоянно грозил срывом, катастрофой, безумием: крупным градом, уничтожавшим посевы и обрекавшим людей на медленную голодную смерть, набегом норманнов, а то и нежданной эпидемией чумы.

Неудивительно, что средневековое искусство не столько «изображало» окружающую действительность, сколько запечатлевало ее, «останавливало мгновение». Нас не должно удивлять неумение средневековых художников передать движение, найти правильные пропорции фигур: люди, животные, пейзажи на средневековых фресках и миниатюрах — знаки реального, но не сама реальность.

Средневековый человек видел, что неустойчивый, колеблющийся в своем равновесии мир требует его заботы, организованности и упорядоченности. Он чувствовал себя одновременно Адамом, дающим имена зверям и птицам, и Христом, спасающим землю и людей от погибели. Средневековье было религиозным потому, что оно остро ощущало свою ответственность за судьбу мира. Святой Франциск Ассизский называл братьями медведей и волков, с которыми он встречался в лесу, не только из любви ко всякой божьей твари. Франциск чувствовал, что человек не должен поддаваться злобе, ненависти и страху; напротив, он призван в мир, чтобы заботиться обо всем живом, подобно тому как садовник охраняет слабый росток от вредителей, бури и засухи.

Замок Алькасар. IX в. Испания

3. Работа с иллюстрациями

Список иллюстраций: гробница Теодориха (Равенна), замок Лош (Франция), монастырь Клюни (Франция), собор в Шпейере (Германия), замок Алькасар (Испания).

Учитель. Какие же основные черты характеризовали средневековую Европу X–XII веков?

Ученики.

Распространение христианства и его утверждение на всей территории Европы.

Феодальная раздробленность.

Нестабильность обстановки, постоянные междоусобные войны.

Утрата многих достижений античной культуры.

Стремление к восстановлению целостности и стабильности мира.

Учитель. Посмотрите на фотографии и подумайте, какие здания чаще всего строились в эту эпоху?

Ученики. Замки, монастыри, соборы.

Учитель. Чем вы объясните отсутствие среди этих иллюстраций фотографии обычного жилого дома тех времен?

Ученики. Здесь представлены только каменные постройки. Дома обычных людей были деревянными и просто не сохранились до наших дней.

Учитель. Чем похожи эти такие разные строения и чем они отличаются?

Ученики. У них разные назначения (замок, монастырь, храм), они находятся на территории разных стран. Но все они похожи на крепости: толстые стены, маленькие окна, башни.

Учитель. Чем бы вы объяснили такую их особенность?

Ученики. Нестабильностью обстановки, необходимостью постоянно обороняться.

Учитель. По утверждению средневекового философа Августина, «форма всякой красоты — единство». Все теоретики-богословы сходились во мнении: необходимо показать не зримую красоту, а истинную красоту духа. По словам Августина, «если умрет дух, то умрет истина... Дух необходимо любить больше, чем тело».

Мастер Теофил в трактате о различных видах искусств наставляет художника: «Поэтому, дражайший сын, не медли, но веруй полностью, что божественный дух наполняет твое сердце, когда ты украшаешь дом его таким разнообразием работ. И чтобы ты никак не сомневался, возвещаю тебе ясным образом, что все, что ты можешь познать, воспринять или придумать, — все это принесет тебе милость духа в семи образах. Через дух мудрости познаешь ты, что все, созданное тобой, исходит от бога, а без него ничего не бывает. Через дух разума достигнешь ты большого понимания в том, какого правила, какого разнообразия и какой меры должен ты придерживаться в разных своих работах. Через дух благоразумия поймешь ты, что не должен утаивать полученный от Бога талант, но открыто протягивать его всем, желающим честно учиться… Через дух знания, дарованный тебе, ты будешь господствовать с помощью рассудка над своими богатыми способностями... Через дух благочестия познаешь ты, что, для кого, когда и каким образом ты будешь создавать... Через дух богобоязни постигнешь ты, что сам по себе ты ничего собой представлять не можешь... то, что знаешь, или то, что ты есть сам и кем быть можешь, исходит из милосердия господня».

Исходя из этих высказываний, сформулируйте основную идею романского искусства.

Ученики. Создатели и творцы романского стиля желали одного: воплощения в храме красоты и величия божественного замысла. Красоту же они понимали как единство формы и содержания, причем форма должна была лишь передать истинную красоту духа.

4. Обобщающее слово учителя

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X–XII вв. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого романского зодчества (от лат. romanus — римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось. Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII в., то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Монах Рауль Глабер, автор хроник, так писал о начале романского периода: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Италия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий... Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то время почти все епископальные, монастырские церкви, посвященные разным святым, даже маленькие деревенские часовни были перестроены верующими и стали еще краше».

Так формировался первый общеевропейский стиль: рождалась романская архитектура. Именно архитектура, и прежде всего монастырская, заняла ведущее положение в романском искусстве. Крупные монастыри обладали тогда громадной властью и богатствами. Сюда стекались не только паломники, но и ремесленники в поисках работы. В монастырях создавались прекрасные произведения архитектуры, скульптуры и живописи, призванные утвердить возраставшее значение церкви в средневековом мире. Огромную роль в жизни средневековых людей играло паломничество — путешествие к святым местам. В паломничестве видели покаяние, испытание, средство очищения от грехов. От святынь ждали помощи и чуда — люди верили, что мощи святых могут исцелять болезни и защищать от будущих несчастий.

Архитектура паломнических церквей подчинялась их главной задаче — вместить большое количество людей, желавших принять участие в богослужениях и поклониться драгоценным реликвиям. Именно в романской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Размеры церквей увеличивались, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. В романский период изменилась и светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в неприступные крепости. В центре замка находилась каменная башня — донжон. На первом этаже располагались кладовые, на втором — комнаты хозяина замка, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор.

За крепостной стеной замка находились многочисленные хозяйственные постройки, конюшни, кухня. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им входные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу — для того чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.

По принципу защищенной крепости строили и первые города, окруженные стенами и рвами. Войти в город можно было только через укрепленные ворота в массивных башнях.

Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер; движения, жесты и лица персонажей были выразительными; изображения плоскостными. В одной сцене часто совмещались несколько точек зрения и разные моменты времени. Сюжеты росписей, четкие, уравновешенные композиции, яркие краски — все это играло важную роль в организации внутреннего пространства храма.

Как правило, на сводах и стенах храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму — к алтарю и обратно. В апсиде — алтарном выступе — обычно находилось изображение Христа или Богоматери; ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.

В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения — рельефы — располагали, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей. Рельефы обычно раскрашивали — это придавало им большую выразительность и убедительность.

5. Систематизация материала

Заполнение таблицы

Хронологические рамки возникновения и расцвета стиля X–XII века.
Значение термина Романский — значит римский (влияние римского зодчества)
Предпосылки возникновения стиля Развитие европейских государств. Установление христианства как общеевропейской религии. Наличие античных образцов
Художественные особенности стиля Архитектура:

мощная основательность каменных стен, тяжеловесная масса постройки — признаки романского стиля, так же как мотив арки. Укрепленная башня — донжон, связь с природным рельефом. Живопись:

росписи имели назидательный характер. Движения, жесты и лица персонажей были выразительными, изображения плоскостными.

Скульптура:

в романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура (рельефы)

Основные постройки Замки, монастыри, храмы
Эстетическая концепция “Форма всякой красоты —единство”. “Если умрет дух, то умрет истина... Дух необходимо любить больше, чем тело”
Примеры Замок Лош, Франция;

Монастырь Клюни, Франция;

Собор в Шпейере, Германия;

Замок Алькасар, Испания

6. Домашнее задание

Знать разделы и содержание таблицы.