Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2006

УРОК МХК

У р о к  М Х К

В. СИТНИКОВА

Я — Гойя!

Урок для 11-го класса

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством и личностью испанского художника Ф. Гойи; проследить в ходе беседы романтические черты в его творчестве, черты искусства Просвещения; научить проводить параллели между литературой и живописью; закрепить знания, полученные на уроках литературы.

Задачи урока: воспитание собственного отношения к произведениям искусства; развитие умений анализировать произведения живописи и литературы; воспитание пацифизма.

Учитель. Ребята, тема нашего урока: “Я — Гойя!”. Сегодня мы познакомимся с творчеством великого испанского живописца Франсиско Гойи. А понять его сложный художественный мир нам поможет русская поэзия.

Автопортрет. 1815. Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид

Автопортрет. 1815. Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид

Перед нами автопортрет художника.

— Поделитесь своими первыми впечатлениями о нем (в каком возрасте он мог быть написан, отметьте настроение картины). Согласны ли вы с мнением критика, что в глазах художника видна “какая-то настороженность”? Если нет, то выскажите свое мнение о взгляде художника.

Автопортрет художник написал, когда ему было 70 лет. Это возраст, когда уже подводят итоги жизни. Позади у этого человека бурная молодость с дуэлями и поножовщиной, годы громкой славы, успехов, благоговение простоватого короля Карлоса IV, счастливое избавление от суда инквизиции, бури революций и наполеоновских войн.

Портрет написан в годы, когда художник стремился освободиться от политических и дворцовых интриг, от требований заказчиков. Может быть, в связи с этим картина отличается простотой композиции и техники исполнения.

Родился Гойя в 1746 г. в небольшом испанском селении Фуэнтетодос в провинции Арагон, где и сегодня всего 200 жителей. Полное имя испанца обычно включает не только фамилию отца, но и матери. Полное имя Гойи: Франсиско Хосе Гойя-и-Лусиентес. Гойя — по линии отца, Лусиентес — по линии матери. Отец был позолотчиком алтарей, мать — из мелкопоместных дворян, поэтому не совсем верно желание некоторых искусствоведов причислить Гойю к пролетарскому роду. Во времена Гойи огромное значение придавали титулам. Дворянин мог носить рваный плащ, быть почти нищим, как Дон Кихот, но считался человеком благородным. К такому сословию принадлежала и семья Гойи. Что можно получить в наследство от отца бедного, но благородного? Неуемное честолюбие, жажду успеха.

Возможно, бедность повлияла на стремление Гойи прорваться “наверх”, в высшие слои общества. Избранная им карьера живописца также не случайна — это давало некоторую свободу как в личном, так и общественном плане, которой были лишены испанцы, не имевшие благородного происхождения.

Свой творческий путь Гойя начинает как художник по гобеленам, в течение пятнадцати лет он работает на королевской мануфактуре по производству гобеленов в Мадриде.

no3_1.jpg (140209 bytes)

Зонтик. 1776-1778. Прадо, Мадрид

Гобелен — это вытканный вручную ковер-картина. Рисунок гобелена сначала выполняется художником на картоне. Сюжеты выбирались самые разнообразные — мифологические, религиозные. Гойя на своих гобеленах изображал в основном сцены из испанской жизни: сбор фруктов, запуск воздушного змея, игру в карты.

На картоне “Зонтик” мы видим жанровую сценку: улыбающаяся прекрасная девушка сидит на земле, в одной руке она держит веер, другой придерживает щенка. Привлекательная, пышущая здоровьем женщина, очевидно восхищенная красотой девушки, держит над ней зонтик.

Какое чувство вызывает картина?

Ученики. Жизнерадостное, светлое.

Можно ли придумать сюжет для этой картины? Историю?

Ученики. Картина просто радует глаз, открывает возможность радоваться тому, что всегда прекрасно, — молодости, здоровью, ощущению полноты жизни.

Можно ли определить, из каких социальных слоев общества изображенные девушки?

Ученики. Это махи. Во времена Гойи махами называли всех кокетливо одетых девушек из низших слоев общества. Маха — девушка, махо — парень, мужчина.

Учитель. Отношения между махо и махой были, по ритуалу, бурными. Считалось, что она хочет женить его на себе, а он — удержать ее, не поддаваясь при этом на ее уговоры. Их встречи всегда сопровождались шумными ссорами, рассчитанными на публику, нередко пускались в ход ножи. Образ махи — испанской девушки или махо — щеголя, бандита из испанских трущоб, не гнушавшегося контрабандой, был своего рода идеалом для высшего общества. Идеальным считалось то, что естественно, натурально, а высший свет ощущал, что отношения в нем пропитаны ложью. Простые люди умеют радоваться простым вещам, жизнь высшего света — маскарад.

Национальное, испанское, хранящее в себе идеал, в первую очередь интересовало художников эпохи Просвещения.

Образ махи встречается и в более позднем творчестве Гойи.

Махи на балконе. 1800-1814. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Махи на балконе. 1800-1814. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Это очень живая картина. Зритель становится участником событий. Брошенный на мах взгляд упирается в мрачные фигуры мужчин в глубине помещения, которые, кажется, готовы вот сейчас устроить сцену ревности. И ему (зрителю) придется расплачиваться за невинный флирт.

Игра в пелеле. 1791-1792. Прадо, Мадрид

Игра в пелеле. 1791-1792. Прадо, Мадрид

Четыре весело улыбающиеся девушки подбрасывают вверх тряпичную куклу, по размерам напоминающую человека.

Как вы думаете, что хотел сказать художник, изображая куклу размером с человека? Сформулируйте своими словами тему картины.

Ученики. Это тема забавы, игры — женщины забавляются мужчинами как куклами.

Учитель. Гобелены сделали Гойю известным в придворных кругах и заложили фундамент его состояния. Художник начинает писать портреты знатных людей на заказ. Эта карьера была успешной — со временем Гойя станет первым придворным живописцем.

Сравните “Портрет Себастьяна Мартинеса” и групповой портрет “Семейство Карла IV”.

Портрет Себастьяна Мартинеса. 1792. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Портрет Себастьяна Мартинеса. 1792. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Картина была написана в 1792 г. Себастьян Мартинес — врач, который выходил больного Гойю. Художник написал друга сидящим в кресле с гравюрой в руках. На ней надпись: “Себастьяну Мартинесу его друг Гойя. 1792 год”. О болезни Гойи, которая сделала его в 46 лет глухим и полубезумным, говорили разное. Последняя версия ученых заключается в следующем. Во времена Гойи художники сами изготовляли краски, а в белилах содержится очень вредное вещество — свинец. От постоянной работы с этим веществом могло развиться заболевание, поразившее нервную систему.

no3_7.jpg (5141 bytes)

“Семейство Карла IV”. Ок. 1800. Прадо, Мадрид

Это групповой портрет королевских особ. Можно ли определить, какое лицо на картине главное? В центре, с крючковатым хищным носом, королева-мать Мария-Луиза, а король стоит в стороне. В такой расстановке лиц отразилась ситуация, которая сложилась при дворе. На героях картины много украшений, регалий, однако лица свидетельствуют об удручающем отсутствии характера. Французский писатель Теофиль Готье очень точно подметил, что фигуры напоминают ему “булочника с женой, которые получили крупный выигрыш в лотерею”.

Можно ли, глядя на эти два портрета, определить отношение художника к тому, кого он изображает? Как художник может выразить свое отношение?

Ученики. Возможно, посредством определенных деталей, но главное — глаза.

Учитель. Врач изображен с книгой, что само по себе одухотворяет образ; его взгляд говорит об уме и проницательности. Посмотрите на глаза королевских особ — они молчат, не общаются со зрителем. Никто не смотрит друг на друга, взоры не пересекаются, не встречаются со взглядом зрителя. Создается впечатление, что между зрителем и каждым из персонажей находится зеркало.

Правдивые детали на портрете — двойной подбородок короля, его толстые пальцы, пустые, невидящие глаза других особ. Здесь Гойя выступает как художник-реалист. Его интересует натура — такая, какая она есть.

А сейчас мы обратимся к самой загадочной стороне творчества художника — серии офортов “Капричос”, что означает “капризы”. Что такое офорт? Офорт — вид гравюры, когда рисунок вытравливается на меди азотной кислотой.

До сих пор является загадкой, что такое “Капричос” — свидетельство больного воображения художника или едкая сатира на современное общество?

Сон разума рождает чудовищ. 1797-1798

Сон разума рождает чудовищ. 1797-1798

Пояснение к картине: “Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ, но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес”.

Что на офорте изображено? Опишите увиденное и попытайтесь дать ему собственное объяснение.

Ученики. На гравюре художник изобразил самого себя заснувшим, и в этом состоянии его окружили зловещие призраки, летучие мыши, звери.

Учитель. Художник спит, а в это время его окружают чудовища. Что это означает? Когда разум человека бездействует, в жизни господствует иррациональное начало. Только пробуждение разума заставит исчезнуть этих чудовищ. Так в руках Гойи искусство становится орудием в утверждении идей Просвещения.

И кажется, дальше на 80 листах представлен мир в его распаде, каким его рисует воображение, покинутое разумом.

На русского поэта Серебряного века Константина Бальмонта эта серия офортов произвела большое впечатление. В стихотворении “Аккорды” также возникает тема сна:

Мне снился мучительный Гойя,
Художник чудовищных грез,
Больная насмешка над жизнью,
Над царством могилы вопрос.

Лирический герой тоже видит во сне страшный чудовищный мир. Каков этот мир? Посмотрим другие гравюры.

Все 80 офортов представляют собой борьбу разума с чудовищами. С чем же борется разум? Оказывается, разум борется с пороками — распутством, лицемерием, гордыней. За масками, которые надевают люди в обществе, скрываются пороки. Если эти пороки будут побеждены, общество будет переустроено.

А теперь вернемся к Бальмонту.

Почему “насмешку над жизнью” поэт назвал “больной”? Что означают слова “над царством могилы вопрос”? Можно ли в этой характеристике серии офортов усмотреть собственное отношение лирического героя к бытию?

Ответы учащихся.

Учитель. Старшие символисты”, к которым относился Бальмонт, так же как и Гойя, резко отрицали окружающую действительность, только в отличие от Гойи, человека эпохи Просвещения, они видели спасение не в Разуме, а в мире мечты и творчества. Вот как это противопоставление окружающей реальности и внутреннего мира поэта обыгрывается в одном из стихотворений Бальмонта:

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа.

Отдельную страницу в творчестве Гойи составляет война.

 “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”. 1814. Прадо, Мадрид

“Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”. 1814. Прадо, Мадрид

Картина написана в 1814 г. В основе сюжета — наполеоновские войны в Испании 1808–1814 гг. Война началась из-за борьбы за власть. Король Карл IV, его жена Мария-Луиза и их старший сын Фердинанд никак не могли решить, кто должен управлять страной. Наполеон захотел посадить на трон в Испании своего брата. В народе поползли слухи о том, что тринадцатилетний наследник вывезен во Францию. Народ заволновался. Было поднято восстание. Французы сделали роковую ошибку, казнив без суда всех испанцев, принявших участие в восстании. Это стало поводом для войны.

Что в картине не реалистично?

Ученики. Ружья находятся очень близко от жертв.

С какой целью это делает художник? Почему не показаны лица палачей?

Ученики. Важно не то, кто убивает, а состояние человека перед смертью. Тема полотна — человек перед лицом смерти.

Что прочитывается в лицах испанских патриотов?

Ученики. Ужас, страх.

Учитель. В центре картины желтый кубический фонарь. Это свет истории. Он освещает трагедию, которая повторяется из века в век. Фонарь освещает кровавую драму, а фоном ей служит город, чьи жители преспокойно спят в своих постелях.

Трактовка Гойей темы войны была подхвачена и другими художниками. Посмотрите на репродукцию Пабло Пикассо “Бойня в Корее” 1951 г. (Показ репродукции.) Пикассо буквально дублирует композицию картины Гойи, только делает это в новой живописной манере. Драматизм картины усилен у Пикассо образами обнаженных женщин с детьми, которые стоят перед дулами квадратоголовых убийц.

Антивоенную тему у Гойи дополняет серия офортов “Бедствия войны”

“Какое мужество!”. 1810-1815

“Какое мужество!”. 1810-1815

На гравюре представлен акт героизма: молодая женщина из Арагона обстреливает врага из пушки, поскольку все мужчины убиты.

Найдите романтическую деталь на картине.

Ученики. Романтическая деталь — изящная девушка в белой тунике и нарядных туфлях.

Учитель. Романтизм граничит у Гойи с натурализмом. Насилие, муки, изувеченные трупы — все это он изображает предельно конкретно. Здесь не надо прибегать к фантазии. Художник изображает жестокими не только французских солдат, но и испанских партизан. До Гойи художники прославляли войну, победу изображали в виде величественной богини, раздающей почести и знаки воинской доблести. (Смотрим репродукции других гравюр.)

Поэт Андрей Вознесенский в стихотворении “Я — Гойя!” (1959) изобразил художника, не только правдиво показавшего войну, но и вобравшего в свое сердце всю боль войны, все страдания людские. (Зачитывается стихотворение. Учащиеся получают его в распечатанном виде.)

Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
                                   слетая на поле нагое.

Я — горе.

Я — голос
Войны, городов головни
                                              на снегу сорок первого года.

Я — голод.

Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
                                            било над площадью голой...

Я — Гойя!

О грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад
                                                      я пепел незваного гостя!

И в мемориальное небо вбил крепкие
                                                               звезды —
как гвозди.

Я — Гойя.

Учитель. В словах “Я — Гойя!” заключена еще и гражданская позиция. “Я — Гойя!” буквально означает: “Я против войны”.

Найдите в тексте слова, с помощью которых лирический герой аргументирует свою позицию.

Ученики. “Я против войны”, потому что война — это “горе, голод, горло повешенной бабы”.

С помощью каких художественных средств гражданская позиция утверждается?

Ученики. Автор использует риторические фигуры: анафору, звуковые повторы, восклицания. Повторяющаяся гласная “о” в цепочке “Гойя — горе — голод — горло — грозди” является отголоском внутренней боли лирического героя, его стона о безумстве человеческом.

Учитель. Для испанцев имя “Гойя” значит то же, что для России имя “Пушкин”. Он — гений, загадка, тайна.

Испанский философ Ортега-и-Гассет отмечает: “Мы не знаем, как оценивать увиденное, хорошо ли это или плохо, значит ли оно одно или же совсем другое, делает автор то, что он хочет делать, или то, что у него выходит само собой”.

Свойство гениальной личности — это дар предвидения, способность видеть больше других людей. Гойя предвосхитил в своем творчестве импрессионизм, сюрреализм — течения, возникшие уже после смерти Гойи. Его своим учителем считали и Э. Мане, и П. Пикассо.

Другой особенностью Гойи является то, что Ортега-и-Гассет назвал “коэффициентом новизны”. Есть художники, которые, открыв что-то новое в искусстве, найдя свой стиль, стараются придерживаться его всю жизнь. Это не относится к Гойе — он разнообразен и по темам, и по стилям.

Уже будучи старцем, Гойя на стенах своего дома писал “Черные картины”. На одной из них, написанных за год до смерти (в 81 год), изображен седой старик, идущий из тьмы к свету. Озаглавлен рисунок так: “Я все еще учусь”. Это не автопортрет, а скорее символ несокрушимого, ищущего духа художника.

Домашнее задание. Найдите образы и темы в творчестве Гойи, которые не были затронуты на уроке.

Список литературы

1. Арган Д. К. Современное искусство. 1770–1970. — М.: Искусство, 1999.

2. Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя: Пер. с исп. — М.: Республика, 1997.

3. Темкина Д.А. Зарубежное изобразительное искусство. От Просвещения к романтизму. Гойя: Сопроводительный текст к диапозитивам: Экранное пособие. — М.: Знание, 1991.

4. Шикель Р. Мир Гойи. 1746–1828. — М.: Терра — Книжный клуб, 1998.

5. Франсиско Гойя [2 статьи] // Искусство. Прил.: “Первое сентября”. — 2004. — № 1 (1–15 янв.) — С. 8–10.