Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2006

УРОК МХК

У р о к  М Х К

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск Краснодарского края

Тема вечной женственности
на примере творчества
В.Э. Борисова-Мусатова

Урок для учащихся 7-го класса по программе М. Фроловой и О. Скурятиной

Цель. Проследить взаимосвязь «эпоха — личность — творчество» на примере работ одного художника.

Задачи

  • Развитие умственных способностей.

  • Расширение рамок познания.

  • Раскрытие взаимосвязей различных видов искусства.

  • Индивидуальная работа.

Ход урока

1. Беседа

Активизация имеющихся знаний о русском искусстве на рубеже XIX–XX вв.

Учитель. Мы говорили с вами об особенностях русского искусства рубежа XIX–XX веков, о причинах, эти особенности порождающих. Одна из этих особенностей — тематика художественных произведений. Что вы можете об этом сказать?

Ученики.

  • Образ современного города становится одной из популярных тем в искусстве. Он предстает в образе дракона, коварного змея. Словно в каком-то кошмарном сне мерещится художникам образ города. Недаром забытый среди каменных бездушных громад деревянный домик кажется Добужинскому трогательно уютным, словно хранящим в себе частицу той простой, милой сердцу человечности, для которой теперь нет места под небом.

  • Утрата целостного мироощущения сопровождалась тягой к природе в ее первозданности. Стоило поэту или художнику оглянуться вокруг, как ему становилось жутко от оторванности человека от всей остальной природы. Во вновь обретенном контакте с природой надеется художник духовно обогатиться. Тема природы — одна из самых распространенных в этот период и в поэзии, и в живописи.

  • Тема карнавала, театрального действа — одна из любимых тем художников этого времени. Она является нам и в произведениях Сомова, и в цикле «Кармен» Блока, и в многочисленных эскизах театральных костюмов и декораций, и в портретах современников, изображенных в различных костюмах, например «Царевна-Лебедь» Врубеля.

  • Одна из тем этого времени — тема дальних странствий, экзотических стран.

  • Неудовлетворенность настоящим обращала взгляды творческой интеллигенции в прошлое. Они находили в нем прибежище от уродств современной жизни. В нем искали разгадку смысла существования, основы мудрости жизни. Художники часто обращались к историческому и художественному наследию Древней Руси.

  • Одна из вечных тем — тема любви. На рубеже веков она звучит особенно ярко. Ведь именно в любви многие поэты и художники видят ту силу, которая помогает сохранить в человеке человеческое. Она является связующим звеном между прошедшим, настоящим и будущим. С темой любви связан образ женщины, которым как бы наполнена русская живопись этого времени. Поэтичные женские образы оставил нам художник Борисов-Мусатов.

Учитель. Вот на этой теме — любви и неотделимой от нее вечной женственности — мы и остановимся.

2. Рассказ учителя

Тема вечной женственности в искусстве России на рубеже XIX–XX вв.

Рубеж веков в истории — время всегда загадочное, удивительное и напряженное, время роковых событий и фатальных совпадений. И мы, перешагнувшие из XX в XXI век, можем оценить это в полной мере. Однако рубеж XIX и XX веков был для России не менее судьбоносным, именно он дал начало всем последующим трагическим событиям нашей истории, именно ему мы обязаны тем необыкновенным взлетом отечественной культуры, который сегодня называют Серебряным веком русской поэзии, русской культуры.

Ветры нового времени были суровы. Они принесли миру не только великие открытия во всех областях науки, невиданное ранее развитие индустрии и технический прогресс, но еще и тяжелый экономический кризис, ощущение какого-то мирового катаклизма, смысл и последствия которого были еще не ясны. В предельно сжатый хронологический период совершался сложнейший процесс обновления как самой действительности, так и духовного мира художника. Действительность открывала ему свои неведомые стороны и новые аспекты их восприятия; складывалось новое художественное видение и мышление. Этот процесс нес с собой неизбежные утраты по сравнению с искусством предшествующих периодов, но одновременно дарил и открытия, создавал новые художественные ценности.

Настоящий художник всегда ощущает «поток вечных перемен», он не замыкается в себе, в своем мирке. Ему открыта тайна истинной красоты, заключенная в вечной женственности.

Речь идет о явлении, очень характерном для русского искусства конца XIX –начала XX в. и по крайней мере в своем истоке связанном с символизмом и его эстетической концепцией. Это почти обязательное присутствие и своеобразная роль женских образов в лучших созданиях поэзии, живописи и скульптуры этого времени, сообщавших им особое обаяние. Эта «женственная тень» словно переходила из одного произведения в другое, одухотворяя строки стихов или хаос брошенных на холст красочных мазков, причудливо меняя свой облик.

Бледная, загадочная, она смотрела с полотен Врубеля; представала в изящном образе девушек Мусатова, у которого вообще почти нет мужских персонажей; являлась Прекрасной дамой Блоку.

Это явление было, очевидно, также связано и с идущими из далекого прошлого исконными поэтическими представлениями о жизненных силах природы.

По своей сущности это был сложный, неоднозначный образ: символ творческого вдохновения и поэтической мечты, олицетворение женского начала в природе, когда-то связанного с представлением о языческой богине, идеал гармонии, воплощение изменчивой трепетной жизни, а главное — той духовности, которую грозил уничтожить начавшийся век машин, несущий с собой человечеству духовное оскудение.

3. Сообщение ученика

«Женственная тень» в поэзии»

Примечание: это индивидуальная работа, требующая отдельной подготовки. Она основана на индивидуальных склонностях учащихся.

Учитель. Вечная женственность — одна из главных тем поэзии Блока. Ближе с его творчеством вы познакомитесь позднее на уроках литературы. А сегодня с одним из стихотворений этого поэта нас познакомит Наташа, которой поэзия Блока близка уже сегодня.

Ученица читает стихотворение «Незнакомка» (1906), а затем дает интерпретацию стихотворения, выполненную с помощью учителя на занятиях школьного научного общества.

Вариант интерпретации

Стихотворение Блока «Незнакомка» написано вскоре после событий 1905 года. В лагере символистов в это время наметился раскол. Его усугубило то, что в ходе революционных событий поэты заняли отнюдь не одинаковые идейные позиции. Поэт чутко уловил тревожное ощущение грядущих социальных катастроф и потрясений начала ХХ столетия. В его стихотворении звучит романтический призыв к гармонии, красоте, к возвышенному и прекрасному идеалу.

В этом стихотворении как бы две части. Они отличаются не только по содержанию, но и ритмически, интонационно, выражают разное настроение.

Первая часть содержит описание дачного загородного быта. В нем все рутинно, обыденно, дачники предаются излюбленным развлечениям:

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг…

Но благодаря какому-то особому вязкому, однообразному ритму мы почти физически чувствуем разлитую в «диком и глухом воздухе» скуку. Серость, бездуховность дачной жизни подчеркивает пейзаж, в котором нет и намека на романтическое любование природой:

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной
И раздается детский плач.

Этот пейзаж наполняют звуки отнюдь не благозвучные: плач, визг, скрип, пьяные окрики. А «испытанные остряки» в заломленных котелках придают всей картине оттенок пошлости. Некчемность, бессмысленность такой жизни подчеркивают строки:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

Но внезапно все меняется, исчезают режущие ухо звуки, мелодически прекрасное, звонкое и стройное звучание стиха приходит на смену тягучему и вязкому ритму дачной жизни. В пространство повседневности легко и невесомо, «дыша духами и туманами», входит… идеал. Этот женский образ никак не вписывается в окружающий быт — он просто растворяет его. Прекрасная незнакомка не кажется реальной женщиной, у нее нет ни одной характерной черты, мы вообще не видим ее лица, только «очи синие бездонные», но понимаем, что спутать с кем-нибудь загадочную гостью невозможно. Все, что с ней связано, — «глухая тайна». Она одновременно рядом и «на дальнем берегу», от нее «веет древними поверьями». Ее лицо скрыто вуалью, но за вуалью — лишь «берег очарованный». Сама гармония и красота, вечная загадка жизни, таинственная и прекрасная, идеал, способный одухотворить далекий от совершенства мир. Только его и видит поэт, только он и заслуживает его внимания.

Во второй части стихотворения совершенно другая лексика: «упругие шелка», «туманное окно», «в кольцах узкая рука». Полное отсутствие бытовых деталей, только «очарованная даль». А на смену бессмысленному кривому диску луны приходит «чье-то солнце», солнце истинного смысла жизни, которое поэт должен открыть людям.

Образ женщины, таинственной, ускользающей и прекрасной, — символ красоты и гармонии, которых так не хватает окружающему миру.

4. Работа с иллюстрациями

Борисов-Мусатов. «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье», «Реквием», «Призраки», «Автопортрет с сестрой».

Учитель. Сегодня на уроке уже неоднократно упоминалось имя замечательного русского художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Перед вами репродукции его картин. Рассмотрите их, пожалуйста. Какое настроение, какие ассоциации вызывают у вас эти образы?

Ученики.

  • Ощущение чистоты и прохлады.

  • Ощущение красоты и гармонии.

  • Картины пронизывает настроение светлой грусти.

  • Персонажи, изображенные на картинах, жили когда-то очень давно.

  • Картины как бы наполнены женскими образами.

Учитель. Женские образы позволяли живописцу выразить тончайшие нюансы настроения. На полотне «Изумрудное ожерелье» (1903–1904) среди яркой зелени весеннего луга, словно в хороводе, замерли дамы в старинных одеяниях. Эта романтическая композиция Борисова-Мусатова рождает смутную тревогу. А в картине «Призраки» (1903) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в сумерках по заброшенной усадьбе!

Но приглядитесь: торжествует красота, в которой — «оправдание существования человечества»; красота неотделима от человеческой сущности; торжество красоты — утверждение собственно человеческого и прекрасного как объективного. Через это — примирение, обретение новой гармонии, утверждение жизни с ее законами. Красота — синоним той духовности, которая существует в мире, дает смысл и оправдание всему.

Рассматривая репродукции картин, можете ли вы отметить что-то в манере художника, что объединяет его работы?

Ученики.

  • Его персонажи — не конкретные люди, автор сам придумал их и облачил в платья с кринолинами. Перед зрителем открывается поэтический, идеализированный мир старых, тихих дворянских гнезд, далекий от всеобщего смятения современной художнику переломной эпохи.

  • В картинах преобладает голубой цвет, на нем построена вся живописная ткань. Голубое перекликается с белым и зеленым, рождая разнообразные цветовые сочетания.

  • Персонажи картины живут в каком-то далеком прошлом, не в ХХ веке. Они погружены в задумчивость. Время как бы не движется. Героям некуда торопиться.

  • Неотъемлемой частью всех картин является природа.

Учитель.

Обратите внимание на полотно «Водоём», особенно важное в творчестве художника. Две женские фигуры запечатлены на нем в случайных позах. Время остановилось, ничего не происходит. Человек полностью слился с природой. Композиция картины довольно необычна: если женщин художник изображает увиденными прямо перед собой, то водоем — как бы сверху. Второй план словно приподнят, отчего линия горизонта оказалась за пределами холста. Деревья, небо, облака — все это только отражения в овальном зеркале пруда.

Художник как бы узнает себя на берегу озера, куда излилась шумная некогда река жизни, излилась и стала в берегах, замкнулась в покое, отражениях, в глубоко дремлющих на дне воспоминаниях. Сознание неумирающей радости воспоминаний составляет сущность романтической идеи прошлого. Став синонимом мечты о прекрасном и гармонически совершенном, эта идея обнаруживает себя и в живописной симфонии «Водоема» Борисова-Мусатова. Она словно звучит в его задумчиво-просветленной музыке цвета и певучей мелодии контуров, как бы воплотивших единство идеального и реального, наблюдений живой природы и поэтических ассоциаций, подтверждая этим тезис: «Прошлое участвует в нашей жизни и само живет, само вечно меняется. В непостижимых процессах творчества, совершающихся в мудрейшей из лабораторий, всегда есть его драгоценная капля». Сама «идея прошлого» представляется тому же автору «вечно живой силой», как бы пронизывающей все эпохи. И в этом — утверждение преемственности развития культуры.

В восприятии поэтов и художников прошлое, как бы отвергая своей поэтической одухотворенностью негативные стороны настоящего, побуждало их настойчивее заявлять о своих идеалах. Иногда представления о прошлом и настоящем сливались в образном единстве идеала. Образы Борисова-Мусатова живут вне времени, вне движения, потому что они живут в вечности, а не в конкретной исторической эпохе.

Стоит вдуматься в высказывание Фета: «В мире искусства веет вневременной жизнью, в нем нет ни прошлого, ни будущего, оно — все в настоящем, в данном прекрасном мгновенье, навсегда остановленном художником».

В живописных полотнах Борисова-Мусатова можно видеть два плана.

В «Изумрудном ожерелье» весенний пейзаж, являющийся фоном картины, может быть соотнесен зрителем со знакомой ему реальной действительностью и тем временем, в котором он сам существует, тогда как женские персонажи своим обликом и «вневременными» костюмами невольно кажутся принадлежащими совершенно иному миру: мечты, фантазии, с присущим ему своим особым временем. Это усложняет содержание произведения, углубляет его смысл, соответствует сложному восприятию и переживанию времени человеком.

В живописной манере Борисова-Мусатова отчетливо сказывается творческое претворение им достижений импрессионизма и своих собственных наблюдений натуры и сделанных при этом открытий. С большой смелостью и свободой художник накладывает на полотно краску крупными мазками, оставляя порой крупнозернистый холст незакрашенным и используя его плетение для обогащения фактуры. Под его кистью возникает трепетная, сверкающая, постигаемая чувственно и эмоционально живописная ткань. Колорит слагается из малахитово-зеленых, золотисто-желтых, синих и лиловых красочных сочетаний; они звучат в полную силу, как инструменты в оркестре. В картине есть напряжение ожидания чего-то, неизвестного зрителю. Торопливому и прерывистому ритму человеческого бытия словно противопоставлено эпически спокойное существование природы. Это вносит некий философский оттенок в содержание произведения, воспринимающегося иногда как чисто декоративное панно. Может быть, мысль о суетности всех мимолетных радостей заставила остановиться двух подруг, отказавшихся следовать за остальными на какой-то новый, неведомый остров Цитера — олицетворение любви и призрачного счастья.

5. Творческая работа

Игра

«Живые картины»

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа представляет одну из картин Борисова-Мусатова (по своему выбору), стараясь через позы и выражение лиц передать ритм и настроение полотна.