Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2006

КОЛЛЕГИ

К о л л е г и

СИЛА ПЕЧАТНОГО СЛОВА

Прошлым летом мы напечатали статью “Быть или не быть МХК в школе?” нашего постоянного автора Татьяны Себар (см. “Искусство”, № 16/05). Проблемы МХК там рассматривались, в частности, на примере Воронежской области, где наш предмет даже не вошел в номенклатуру регионального компонента. Складывалось впечатление, что “культура, и мировая, и родная отечественная, не оказалась в Воронежской области сколько-нибудь востребованной”.

Мы рады сообщить нашим читателям, что голос газеты и нашего автора был услышан, в результате чего появилось методическое письмо, которое мы с удовольствием публикуем полностью. И призываем другие регионы следовать похвальному примеру.

РЕДАКЦИЯ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 01-4913
Руководителям муниципальных органов управления образованием

В связи с плановым переходом образовательных учреждений Воронежской области к работе в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также с введением нового федерального и регионального учебных планов возникают некоторые вопросы со стороны административных работников школ и учителей-предметников. В частности — о планировании предметов образовательной области “Искусство” в старших классах.

Обращаем внимание:

– как в федеральном базисном учебном плане, так и в региональном базисном плане (см. примеры составления планов различного профиля) образовательная область “Искусство” представлена предметом “мировая художественная культура” (МХК) в филологическом, социально-гуманитарном, эстетическом профиле, а также в учебном плане универсального обучения;

– предметы образовательной области “Искусство”, предоставляющие учащимся уникальный опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, помимо обучающих и развивающих задач несут существенную воспитательную нагрузку, связанную, в частности, с патриотическим воспитанием личности и формированием такого актуального на сегодня качества, как толерантность;

– в связи с длительным опытом апробации на федеральном уровне (более 30 лет), присутствием в федеральном плане в качестве рекомендованной учебной дисциплины (более 15 лет), а также существованием в качестве регионального компонента учебного плана Воронежской области предмет “мировая художественная культура” обрел определенный статус. В частности, оформилась его учебно-методическая база (появился ряд федеральных учебников и учебных пособий, получивших рекомендации Министерства образования и других компетентных структур);

– ВОИПКРО, как и другими соответствующими учебными заведениями регионов России, в течение 15 последних лет проводилась курсовая подготовка учителей соответствующего направления. Помимо курсовой подготовки, в последние годы дополнительную квалификацию учителя мировой художественной культуры можно получить в ВГУ (на филологическом факультете) и ВГПУ (на факультете художественного образования), что снимает проблему обеспечения квалифицированными кадрами.

Хотелось бы подчеркнуть и усложнившуюся ситуацию в регионе в связи с участившимися случаями ксенофобии и ненависти на расово-национальной почве в молодежной среде. Чувство патриотизма (как “любви к себе”) в отличие от шовинизма (как “ненависти к другим”) может и должно формироваться, в том числе, в рамках школьного образования. Знакомство как с русской национальной культурой, так и культурами других народов мира, преломленное через опыт эмоционально-ценностного отношения, могло бы сыграть здесь существенную позитивную роль.

Перечисленные факторы делают возможным и целесообразным преподавание предмета “мировая художественная культура” в школах области. Рекомендуем при наличии специалистов соответствующей квалификации и материально-технической базы вводить предмет “мировая художественная культура” в старших классах за счет часов школьного компонента.

Руководитель
Львович Я.Е.

Исполнитель: Себар Т.В.
Тел. (0732) 35-20-15