Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2006

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Н е т р а д и ц и о н н ы й   у р о к

Елена Пархоменко,
научный сотрудник
Института художественного
образования РАО,
учитель школ № 548 и № 91, Москва

Пространство странствий
О методах проблемного обучения

Кабинетная школа. Кабинетное искусство... Кабинетная жизнь. Рамки, ограничения, планы, модели, стены, звонки на урок и с урока. Нам часто кажется, что мы владеем ключами от знаний, что это и есть школа. Школа жизни? Вот с этим и хотелось бы поспорить.

В полевых условиях

Школа уже давно не монополист знаний. Пора с этим смириться. Пора развеять и ту иллюзию, что школа учит жизни. Если и учит, то только во внеурочное время — на переменах, во время каких-то мероприятий, именно тогда, когда дети общаются между собой. Урок же получается чаще всего выключенным из реальной жизни. Вырваться из душных кабинетов, расширить образовательное пространство, объединить образовательный процесс с реальной жизнью — это мечта многих педагогов. Возможности предмета МХК в реализации этой задачи достаточно велики.

Представим это на примере изучения темы «Язык архитектуры»1. В качестве образовательного пространства может выступать сама городская среда, которая благодаря предлагаемым занятиям наполняется новым содержанием, художественным и общечеловеческим смыслом.

Язык архитектуры лучше всего, конечно, изучать в «полевых условиях». Для этого можно использовать метод пешеходного образовательного путешествия по городу.

Класс делится на две группы, каждая из которых исследует свой маршрут в контексте заданной темы. Первая группа отправляется в странствие «лики классицизма в Москве», вторая — в странствие «пространство в храмовом зодчестве Москвы». Мы специально используем термин «странствие», а не «путешествие», чтобы закрепить ассоциативную связь со словом «пространство», ведь, как известно, архитектура — пространственный вид искусства.

Каждой группе выдается маршрутный лист с заданием и картой Москвы. Указываются адреса нужных для выполнения задания памятников архитектуры, которые надо найти на карте, затем проложить между ними рациональный маршрут и отправиться в путь.

Для первого странствия были выбраны следующие памятники:

1. Большой театр;
2. МГУ им. М.В. Ломоносова (старое здание);
3. Пашков дом, ныне здание Российской государственной публичной библиотеки;
4. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Для второго странствия необходимо было найти, где размещаются:
1. Соборная площадь в Кремле;
2. Храм Христа Спасителя.

Суть задания для первой группы сводилась к раскрытию художественного образа зданий классицистического стиля в Москве. Основной вопрос: в каких случаях и почему именно язык древнегреческой ордерной системы использовали московские архитекторы? Вторая группа должна была проанализировать средства художественной выразительности в архитектуре, использующиеся для создания ансамбля Соборной площади в Кремле и храма Христа Спасителя. Пользуясь подсказками (в первую очередь исторического содержания), ученики должны были осознать художественные достоинства произведений архитектуры и их историческое предназначение.

Первую группу вел учитель, вторую — старшеклассники, уже имеющие опыт подобных путешествий. Первый маршрут был снят на видеопленку. Записанный сюжет может свидетельствовать о таком опыте работы с детьми, когда основную часть заданий ребята делают самостоятельно. Учитель в этой учебной ситуации регулирует направление их мысли и действий только в том случае, когда подростки оказываются в тупике.

Первый мотив

Первое, с чем столкнулись девятиклассники с окраины Москвы, — им пришлось самостоятельно ориентироваться в центре города. Это поставило учеников перед осознанием того факта, что они совершенно не знают столицу. Даже Театральную площадь и Большой театр увидели не сразу.

«Знание о незнании» — первый из мотивов учебной деятельности. Ребята с интересом стали осваивать архитектурное пространство центра Москвы. Начали с изучения архитектурного языка Большого театра, стремились постичь его художественный образ. Для направления мысли учеников в нужное русло и обеспечения необходимой информацией текст задания был снабжен «подсказками». Такими подсказками послужили, например, схемы древнегреческой ордерной системы, факты из отечественной истории и т.п.

То, что могло бы показаться целью учебного процесса в традиционном обучении — например, знать древнегреческий ордер как основу классицистического языка архитектуры, здесь становится лишь вспомогательным средством для понимания художественного замысла архитектора, создавшего конкретный памятник архитектуры. Таким образом, важная информация, подаваемая как бы исподволь, не кажется самодовлеющей, навязчивой, что нередко утяжеляет учебный процесс. Здесь используется принцип латентного обучения, которое ориентируется на понимание, обеспечивающее непроизвольное запоминание, а не на произвольное запоминание и заучивание2. В сущности, мы говорим о методах проблемного обучения в МХК.

Далее, продвигаясь по заданному маршруту, ребята не только открыли для себя возможность видения архитектурных памятников, но и, прямо скажем, создали основы для установки всматриваться в окружающий мир, «читать» архитектурное пространство города.

Более того, для них явилась открытием связь времен, осуществляемая в городской среде. Когда в таком современном городе, как Москва, ощущаешь, как «просвечивает» античность, поневоле проникаешься любовью и уважением к архитектурному наследию родного города и в то же время начинаешь выше ценить классическую древность, оказавшую столь мощное влияние на искусство последующих времен. Ars longa, vita brevis (жизнь коротка, искусство вечно) — эти слова, с которых начинается задание группы, приобрели для многих особый, личностно значимый смысл.

Ребята успешно справились с заданием. Даже обычно не очень активные ученики проявили себя. Но осуществила ли работа в данной группе принцип «искусство должно стать жизненным»? В какой-то степени, но мы увидим, что другая группа сумела этого достичь в большей мере.

Степени свободы

Работа первой группы была гораздо строже организована, логически выверена, а значит, детерминирована. Ученики шли по заданной траектории мысли и пришли к заранее намеченной цели. Но это не позволило их мысли и чувству найти что-то свое, особенное, выйти на новую траекторию познания себя и мира. Достигнув учебной цели, мы не приближаемся к «жизненности» в обучении. Жизненность есть избыточное число степеней свободы. Жесткими рамками и строгой выверенностью логического построения материала мы лишаем материал жизненности.

Можно представить такую схему:

 Любой феномен реальности многогранен и предполагает множественность ассоциаций по отношению к каждой из граней.

В свою очередь эта ассоциация порождает осознание новых феноменов, и так до бесконечности.

 

Учитель же, стремясь сделать учебный материал более доступным, легким, ограничивает выбор ассоциативных связей, жестко детерминируя логику урока.

Таким образом, из огромного числа возможностей он всегда выбирает только одну, запрограммированную в плане урока. Выходы в любую другую логику принципиально учителем игнорируются. И дети это чувствуют. Постепенно у них начинает пропадать интерес, они «затухают», чувствуя, что подчиняются не своей логике.

Но, еще не зашоренные нашими схемами, дети видят и хотят видеть все многообразие связей в жизни. И учитель должен именно это поддержать. Любой выход за пределы детерминированной логики должен быть подхвачен учителем как возможность выхода на личностную траекторию ученика.

Есть еще один важный аспект перехода в обучении от линейной логики к ассоциативной. Ассоциативное мышление является не только важнейшим способом познания многообразия мира, нахождения своего места в нем. Именно ассоциативность лежит в основе творческого мышления. Очевидно, что изучать мировую художественную культуру необходимо, развивая способность к ассоциативным связям. Так обнаруживается единство мира, преемственность культур. Их жизненность, наконец, осуществляется благодаря такой множественности связей.

Вернемся к нашему занятию и продемонстрируем, как удалось вырваться из рамок чисто учебного материала в область личной познавательно-мировоззренческой траектории учеников. Деятельность первой группы носила «линейный» характер, в то время как вторая была поставлена в более сложные условия. Если первая группа изучала прежде всего экстерьер зданий, их тектонику (в границах учебных возможностей), то вторая — архитектурное пространство, выраженное как в ансамбле, так и в интерьере зданий. Здесь детям нужно было проанализировать не только свое зрительное ощущение, но и другие способы восприятия, задействованные в ощущении архитектурного пространства, — обоняние, осязание, слух, скорость движения при перемещении внутри здания.

Заданная избыточность информации позволила этой группе выйти за пределы учебного материала и коснуться более широкого спектра общечеловеческих проблем, которые, как оказалось в самом конце, неотъемлемо связаны именно с этим учебным материалом. Таким образом, они сумели соединить свое восприятие искусства, изучаемое в русле предмета МХК, с подлинной жизнью. Кстати сказать, Д. Дьюи считал, что задачей учителя является именно приспособление материала для питания мысли ученика, а не наоборот — приспособления мысли для впитывания материала. Важно добавить, что не только мысли, но и чувства, причем не только эстетического, но и экзистенциального. Под экзистенциальным чувством я понимаю то чувство, которое возникает при соприкосновении со смыслом жизни, выражаемом через определенные жизненные ценности.

Неожиданный поворот

Итак, после прохождения группами своих маршрутов мы собрались вместе для обсуждения и подведения итогов. Поскольку у каждой группы был свой материал, нужно было поделиться друг с другом. До определенного момента все шло по плану, ребята отвечали на поставленные в задании вопросы... И вот разговор повернулся. Точкой поворота было обсуждение пространства храма Христа Спасителя.

Одной из реплик было:

— Чувствуешь себя маленьким...

Учитель. А в Успенском соборе Московского Кремля как вы себя чувствовали? Чем отличается пространство Успенского собора от храма Христа Спасителя?

Ученики. Оно меньше.

Старшеклассницы. Нам кажется, что Успенский собор более гармоничен, чем храм Христа Спасителя.

Учитель. Почему?

Маша (11-й кл.). Потому что там много храмов и создается некий целостный облик площади. А здесь он стоит посреди города, где нет даже ничего похожего.

Таня (11-й кл.). Он гармоничнее по виду, по ощущению.

Учитель (сожалея, что не могут объяснить яснее). Ладно, ощущение — это святое... Что-нибудь еще?

Ваня (9-й кл.). В Успенском соборе все более гармонично, более приближено к религии, нежели в храме Христа Спасителя. Мне кажется, там больше все на показательное выступление рассчитано3. Более пафосно все.

Учитель. Ты нашел хорошее слово. Используется еще термин «репрезентативно».

Реплики. В храме Христа Спасителя проводят экскурсии.

Учитель. Но ведь и в Успенском соборе тоже.

Ученики. Ну не так... Это все-таки сбивает. Люди приходят сюда помолиться, а эти экскурсии их сбивают4.

Ваня. Здесь все для величия — трудно окунуться в эту духовность.

Наташа. В храме Христа Спасителя, когда мы стояли и записывали посреди зала, люди ходят вокруг, молятся, а мы...

Учитель. Верно, мы должны вести себя корректно. Подумать, а записать позже, уже выйдя из храма.

Женя. Одна девушка подошла, поцеловала икону. Настолько это было с душой. А мы там были не в своей тарелке, мешали.

Оля. Некоторые иностранцы, да и русские, не относились с уважением к православным обычаям — не только были с непокрытой головой, но еще и смеялись.

Ваня. Мало народу осталось, которые верят, ходят в храмы.

Учитель. А с чем это связано, как вы думаете?

Ваня. У людей интерес пропадает ко всему этому. Сейчас много существует альтернативных способов развлечься.

Маша. То, что касается нашей страны, то люди сейчас не на самом высоком уровне. Семьдесят лет религия была запрещена. Вот и храм Христа Спасителя взорвали.

Таня. Что касается всего мира, сейчас важнее деньги, чем духовное богатство.

Маша. Мне кажется, перелом произошел после теории Дарвина, когда вера в Бога была подорвана.

Учитель. То есть вы считаете, что цивилизация подвела к тому, что религия уже не столь актуальна? Поведение различных людей в храме свидетельствует об этом расслоении духовности. Как вы думаете, как современный человек может понять внутреннее содержание древних памятников искусства, которое связано именно с религиозностью? Ну если не собственно ваша вера, хотя бы то, что вы видите людей, для которых религия — это реальность, для которых существует благочестие. Вам это что-то дает, даже если вы неверующий?

Оля. Конечно дает. Для человека включается его собственное «я». И он не просто пришел, посмотрел, ушел, а как бы с душой все это будет делать, не ради кого-то, а ради себя.

Учитель. Получается, что прогресс прогрессом, а душа человека — она все равно остается. Таня, ты считаешь, что прогресс способен по максимуму удовлетворить те душевные и духовные потребности, которые есть у человека?

Таня. Зависит от человека.

Учитель. Мне кажется, что как раз наш предмет может показать, какие существуют ценности у человека, в человеческой культуре.

Подобный разговор нам представляется очень важным, так как позволяет ощутить «жизненность» искусства, связать учебный процесс с реальностью. Причем ребята затронули серьезные экзистенциальные проблемы, касающиеся религии, власти денег, научно-технического прогресса. Пускай разговор покажется несколько примитивным. Но это их разговор. Подобную роскошь вряд ли мы можем себе позволить в рамках классно-урочной системы. Впрочем, это как раз та роскошь, без которой, как и без искусства, человеческая жизнь оказывается пустой. Именно поэтому необходимо использовать подобные формы занятий.

За время разговора поведение ребят сильно изменилось. Вначале оно было несколько игривое, что неудивительно и вполне нормально при такой форме работы, когда они познают мир, просто гуляя по городу. Но в какой-то момент все посерьезнели, стали задумчивыми, видимо почувствовав, что предмет разговора касается подлинной жизни. Особенно интересной мне показалась реплика Оли, которая без всякой подсказки учителя сформулировала самое главное предназначение урока мировой художественной культуры. Она сумела выразить сокровенные мысли, наверное, любого преподавателя МХК о том, что важно раскрыть внутреннее «я» в ребенке, важно научиться смотреть на мир искусства и культуры с душой, не ради кого-то, а ради себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Методическая разработка учебного путешествия по городу

Тема:
Язык архитектуры. Путешествие по городу

Странствие первое:
«ЛИКИ КЛАССИЦИЗМА В МОСКВЕ»

Предварительное слово (определяет мотивацию и цели задания)

Ars longa, vita brevis. Приходят новые времена, сменяются поколения, но некоторые образы в искусстве как бы созданы для того, чтобы доказать нам: связь времен существует! Например, древние греки настолько оригинально использовали формы стоечно-балочной конструкции, привели ее элементы в такую совершенную гармонию, наделили такой поэтичностью, что изобретенной ими ордерной системой пользуются до сих пор. На улицах Москвы мы также можем увидеть эти свидетельства связи времен. Вот только в каких случаях и почему именно язык древнегреческой ордерной системы использовали московские архитекторы? Об этом вам и предстоит подумать, отправляясь в странствие по центру Москвы. Архитектура — пространственный вид искусства. Именно странствуя, предстоит нам ее познавать.

Маршрутный лист № 1

Найдите на карте следующие объекты и адреса:

1. Большой театр (Театральная площадь, д. 1);
2. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ул. Большая Никитская, д. 2, фасад по ул. Моховой, 11);
3. Пашков дом, ныне старое здание Российской государственной публичной библиотеки (ул. Моховая, 3);
4. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ул. Волхонка, 12).

Проложите рациональный маршрут по карте и отправляйтесь в путь.

Рассматривая памятники архитектуры и отвечая на вопросы, ребята должны были определить: каково предназначение каждого из этих сооружений? Почему именно язык античного архитектурного ордера используется архитекторами, или, иначе, как античная ордерная система способствует созданию художественного образа здания?

Ученикам было предложено пользоваться подсказками и дополнительными вопросами.

Подсказка 1. Большой театр.

Какой ордер здесь используется? (Дана схема античных ордеров.) Какие мифологические образы, воплощенные в скульптуре, дополняют язык архитектуры? Обратите внимание на соотнесение этого здания с другими на площади. Случайно ли такое сочетание? (Разговор об ансамбле Театральной площади.) Рассмотрите внимательно здание Большого театра целиком и сравните его с древними сооружениями подобной конструкции (дана репродукция храма в Ниме, Франция, так называемого Квадратного дома, построенного в I в. н.э. по образцу римского храма). К каким ассоциациям обращал зрителя архитектор, создававший художественный образ этого здания?

Подсказка 2. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

После пожара 1812 г. в Москве развернулось строительство по восстановлению города. Была заново отстроена не только Театральная площадь под руководством архитектора Бове, но и это здание, прежде построенное Казаковым5. Однако новый вид здания стал несколько иным: Казаков использовал легкий ионический ордер, легкость здания усиливалась вертикальным членением. Какой ордер использует Жилярди и как в таком случае изменился художественный образ здания?

(Речь идет об использовании дорического ордера, выражающего мужественное, воинственное начало.) Такой акцент в художественной трактовке соответствовал настроениям русских после победы над войсками Наполеона.

Подсказка 3. Пашков дом, ныне старое здание Российской государственной публичной библиотеки.

Это здание, выстроенное в стиле раннего русского классицизма архитектором Баженовым, первоначально принадлежало П.Е. Пашкову. Но впоследствии использовалось для размещения экспонатов Румянцевского музея, ставших основой коллекции Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Сейчас оно используется как хранилище государственной библиотеки. Как вы думаете, был ли связан выбор этого здания в качестве музея, а потом и библиотеки с его обликом? Каким образом?

Подсказка 4. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Погрузимся с вами в прошлое. Представим себе открытие музея.

17 (29) августа 1898 г. на бывшем Колымажном дворе, близ храма Христа Спасителя на Волхонке, царило необычайное оживление. Профессора и студенты Московского университета, художники, воспитанницы Александро-Марьинского института, правительственные чиновники, члены городской Думы, знать и купечество разместились на двух специально построенных трибунах. Прибыли члены царской фамилии. Состоялась закладка здания нового, создаваемого на общественные средства музея — изящных искусств имени императора Александра III.

Этому событию предшествовали годы напряженного труда его основателя Ивана Владимировича Цветаева (1847–1913), отца поэтессы Марины Цветаевой, а также группы московских и петербургских ученых.

Строительство специального здания для музея после победы на конкурсе возглавил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Он специально изучал с этой целью музейную архитектуру Италии, Франции, Германии и классические памятники зодчества Древней Греции.

Музей был задуман в первую очередь как университетский учебный центр, его основу должны были составить гипсовые воспроизведения (слепки) скульптурных оригиналов. Спустя четырнадцать лет, в мае 1912 г., музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию композитором М.М. Ипполитовым-Ивановым.

Итак, вы узнали, какое большое значение придавало государство и российское общество созданию музея изящных искусств в Москве. Почему архитектор Клейн при подготовке проекта здания обращался к архитектуре Италии, Франции и Германии и классическим памятникам зодчества Древней Греции? Как вы думаете, почему именно проект Клейна был принят российским обществом?

В конце маршрута целесообразно охватить мысленно весь материал, задав вопрос: в каких случаях и почему именно язык древнегреческой ордерной системы использовали московские архитекторы? Ученики самостоятельно, уже осознанно обращаются к первым строкам задания нашего учебного маршрута, где утверждается идея о вечности искусства. Латинское утверждение сливается с реальным опытом учеников. Улицы Москвы становятся ближе, понятнее, памятники архитектуры приобретают собственный лик. Теперь мимо них ученик не пройдет равнодушно.

Странствие второе:
«ПРОСТРАНСТВО В ХРАМОВОМ ЗОДЧЕСТВЕ  МОСКВЫ»

Предварительное слово

Зодчество – одно из самых сложных для понимания видов искусства. Но если его понять, вам откроются самые сокровенные мысли человека о мире и своем месте в этом мире. Архитектура имеет свой особый язык для создания художественного образа. Главные выразительные средства этого языка — формирование пространства и тектоника. Тектоника — это художественное осмысление работающей конструкции. С возможностями архитектурного языка, выраженными через тектонику, будет работать первая группа. Вам же предстоит исследовать в первую очередь пространственный язык архитектуры, путешествуя по центру Москвы. Архитектура — пространственно-временной вид искусства. Это значит, что представление об архитектурном произведении складывается постепенно, в результате сопоставления многих зрительных впечатлений. Вашей группе предстоит исследовать язык архитектуры на примере оригинальных сооружений русского зодчества, отразивших дух и идеалы Древней Руси и России XIX века.

Маршрутный лист № 2

Найдите на карте, где размещаются:

1. Соборная площадь (а, б, в);
2. храм Христа Спасителя.

Проложите к ним от школы и затем между ними рациональный маршрут и отправляйтесь в странствие.

Задание 1. Соборная площадь.

1. Вы на Соборной площади. Какое впечатление производит сочетание зданий?

2. Как называется в архитектуре такое сочетание зданий, которое позволяет создать целостное художественное впечатление?

3. Благодаря чему создается это целостное впечатление?

4. Как вам кажется, какое из зданий доминирует в ансамбле? Какие выразительные средства помогают этому зданию доминировать?

5. В какое время сформировался ансамбль Соборной площади? (Какие века, во времена правления каких царей? Вы можете узнать об этом, исследуя мемориальные таблички на зданиях или спросив какого-нибудь экскурсовода.)

6. Узнайте, для чего предназначались: Успенский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата, Архангельский собор, колокольня Ивана Великого.

7. Зайдите в Успенский собор. В синтезе с какими видами искусства создается художественный образ храма?

8. Пройдите по храму. Обратите внимание,
куда, как направляется ваше движение, в каком темпе? Опишите, каким образом вы ощущали ритм, масштаб этого храма? Какие чувства были при этом задействованы (зрение, осязание, обоняние, слух, ритм тела, шага)?

9. Опишите ваши ощущения по следующим критериям:

n ощущаете ли вы тяжесть сводов или их легкость, высоту стен, протяженность или замкнутость пространства, характер оконных проемов, движение потоков света, цветовую насыщенность;

n что под ногами – паркет, мрамор, деревянные половицы, ковры или др.;

n чувствуете ли равновесие, выраженное через симметричность масштабов здания, или тревожность, движение, выраженные через асимметричность?

10. Какая государственная идея лежала в основе художественного образа ансамбля Соборной площади? (Смотрите подсказку.)

Подсказка. В 1453 г. под натиском турок пала столица православной Византии – Константинополь. В это время в России идет процесс объединения земель под началом Москвы. Московский царь Иван III женится на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Принимается новый русский государственный герб — двуглавый орел, бывший до этого государственным гербом Византии, а еще прежде — Древнего Рима. Константинополь называли вторым Римом.

11. А как стали называть Москву, ставшую столицей нового православного государства взамен погибшего византийского? И почему такое большое значение имело строительство на соборной площади, о чем свидетельствует приглашение лучших зодчих Руси (псковские мастера построили Благовещенский собор) и даже итальянцев — Аристотеля Фьораванти (Успенский собор) и Алевиза Нового (Архангельский собор)?

Итак, какой художественный образ призван был воплотить ансамбль соборной площади? Какими художественными средствами это было достигнуто?

Задание 2. Храм Христа Спасителя.

Вы перед храмом Христа Спасителя.

1. Рассмотрите здание с фасада. Прислушайтесь к своим ощущениям. Чем эти ощущения отличаются от тех, которые вы испытывали перед Успенским собором?
2. Обойдите храм вокруг, рассматривая его. Какие принципы древнерусского зодчества использованы в храме Христа Спасителя? Чем он отличается?
3. Со стороны набережной вы увидите Соборную площадь. Как вы думаете, почему место для храма Христа Спасителя, построенного в XIX веке, было выбрано именно здесь?
4. В синтезе с какими видами искусства создается художественный образ храма?
5. Зайдите внутрь храма. Пройдите по нему. Обратите внимание, куда, как направляется ваше движение, в каком темпе?
6. Опишите, каким образом вы ощущали ритм, масштаб этого храма? Какие чувства были при этом задействованы (зрение, осязание, обоняние, слух, ритм тела, шага)?
7. Опишите ваши ощущения по следующим критериям:

  • ощущаете ли вы тяжесть сводов или их легкость, высоту стен, протяженность или замкнутость пространства, характер ритма оконных проемов, движение потоков света, цветовую насыщенность;

  • что под ногами: паркет, мрамор, деревянные половицы, ковры или др.;

  • испытываете ли чувство равновесия, выраженное через симметричность масштабов здания, или тревожности, выраженное через асимметричность?

8. Рассмотрите пол, свод, стены. Что на стенах? Почему пришлось восстанавливать этот храм? Что было на его месте до восстановления?
9. В глубине здания, справа от алтаря, вы увидите икону «Новомученики российские». Кто такие новомученики? Как вы думаете, почему эта икона была здесь помещена?
10. Как вы думаете, как может охарактеризовать наше время восстановление храма Христа Спасителя?

(По материалам конференции в НОУ «Школа XXI век»)