Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2006

УРОК МХК

у р о к  м х к

 

Людмила БЕЛЯКОВА,
учитель литературы и МХК,
г. Рыбинск,
Ярославская обл.
Э. Мунк. Крик. 1983. Национальная галерея, Осло
Э. Мунк. Крик. 1983. Национальная галерея, Осло

Мотив крика в искусстве

Урок мировой художественной культуры в 10-м классе

Цель урока: рассмотреть эмоциональное и философское содержание произведений искусства, отражающих человеческое горе.

Художественное оформление урока:

— репродукция картины Э. Мунка “Крик”;
— стихотворение С. Наровчатова “Крик”.

I. Эмоциональное погружение в тему урока

Беседа с опорой на жизненные впечатления учащихся.

— Как вы относитесь к крику?
— Часто ли вы кричите?
— Нравится ли вам, когда кричат на вас?
— А почему человек кричит?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, постепенно определяя характер крика и его смысл. (Люди кричат, когда хотят привлечь внимание, когда больно. Кричат, чтобы перекричать толпу. Кричат от бессилия и от бескультурья. Дети предполагают, что может быть и “молчаливый” крик, когда человек молчит, а кричит его душа.)

— Вы осуждаете людей, которые кричат?
— Считаете ли вы, что крик — отрицательная черта характера человека, характеризующая его негативно?

Варианты ответов могут быть прямо противоположными. Учитель выслушивает каждого, не комментируя ответы.

II. Слово учителя

Действительно, дать однозначную оценку крику, его характеристику довольно сложно. Человек кричит при рождении, словно возвещая о себе: “Мир, встречай! Я пришел к тебе!”

Кричит, захлебываясь от радости, в своей колыбели, когда видит склонившееся над ним лицо своей матери.

Кричит от обиды, когда не получает любимую игрушку.

Кричит “Ура!”, маршируя на воинском плацу.

Кричит, кричит, кричит...

Значит, громко возвещать о себе в этом мире человеку приходится очень часто. Но всегда ли уместен крик, а если уместен, то какой? Каково его содержание? Есть ли у крика цвет? Какова его скорость и сила воздействия на окружающих?

На эти вопросы нам помогут ответить произведения искусства.

Учащиеся организованы в две творческие группы. Каждая группа получает свое задание: одна исследует по предложенному алгоритму картину Э. Мунка “Крик”, а вторая, также по алгоритму, стихотворение С. Наровчатова с одноименным названием.

III. Исследовательская работа первой группы (картина Э. Мунка “Крик”)

(Урок был проведен 28 апреля 2005 г. и потому сопровождается некоторыми ответами учащихся.)

Данная группа работает по следующему алгоритму:

1. Какие характеристики можно дать крику, исходя из колорита картины?

Отчаянный крик, вселенский крик, крик души, крик одиночества и др.

2. Подберите определения крику, соотнося каждую из характеристик с определенным цветом в картине.

Пронзительно-желтый — испепеляющий душу, предупреждающий о грозящей катастрофе, о вселенской трагедии;

кроваво-красный — громкий, надрывный;
безжизненно-голубой — потерянный, одинокий;
волнисто-изумрудный — безысходный.

3. Как композиция картины помогает проникнуть в авторский замысел, понять идею произведения?

Фигура человека нарочито приближена к переднему плану картины, символизируя тупик, безысходность, отчаяние. Прямая, как стрела, дорога резко обрывается. Вернее, это даже не дорога, а какой-то мост — символ границы, выбора жизненного пути, его шаткости, непрочности в существующем мире. Волны вокруг — это крик, который заполнил все пространство полотна. Кажется, еще мгновение — и человек захлебнется в собственном крике.

4. Какова, по-вашему, причина крика? Составьте небольшой рассказ, опираясь на сюжет картины Э. Мунка.

IV. Исследовательская работа второй группы (стихотворение С. Наровчатова “Крик”)

По земле поземкой жаркой чад.
Стонет небо, стон проходит небом!
Облака, как лебеди, кричат
Над сожженным хлебом.

Хлеб дотла, и все село дотла.
Горе? Нет!.. Какое ж это горе...
Полплетня осталось от села,
Полплетня на взгорье.

Облака кричат. Кричат весь день.
И один под облаками
Я трясу, трясу, трясу плетень
Черными руками...

Алгоритм работы над стихотворением:

1. Выпишите ряды повторяющихся слов. Какую роль они выполняют в стихотворении?

Стонет — стон
небо — небом
хлебом — хлеб
дотла — дотла
горе? — горе...

полплетня — полплетня
кричат — кричат
облака — облаками
трясу — трясу — трясу

Эти слова создают картину вселенского горя. Такого сильного, что оно заполонило весь мир сверху (облака) донизу (хлеба).

2. Почему в стихотворении почти отсутствуют эпитеты?

Как известно, прилагательные замедляют темп речи, поэтому, чтобы передать трагическое звучание темы, автор избегает эпитетов. Его цель — показать не сам крик, а причину — почему кричит лирический герой. Использовано всего три определения: два в первом катрене — “жаркой поземкой”, “над сожженным хлебом” и одно в четвертом катрене — “черными руками”. Причем “черными” — не столько оценочное определение, сколько символический эпитет: руки почернели от горя так же, как почернела душа.

3. Обратите внимание, что стихотворение почти безглагольное (всего четыре глагола, два из которых повторяются: кричат — кричат; трясу-трясу-трясу). Каково значение этих глаголов в стихотворении?

Это глаголы состояния. Они не передают движения в мире, а отражают внутреннее состояние лирического героя. Мир кричит от боли, но лирический герой безмолвствует. Он окаменел от горя.

4. Составьте цветограмму, которая, по вашему мнению, отражала бы идейный смысл стихотворения.

V. Творческие отчеты в группах

VI. Заключительный этап урока

— Можно ли объединить эти произведения?

Да: тематически, по авторскому замыслу, по идейному звучанию, по экспрессивности выразительных средств.

— Зачем кричат герои в этих произведениях?

Крик — это нить, которая связывает человека с миром, это сердечная взаимосвязь людей, это возможность человека вырваться из жестокого круга войны, горя, отчаяния.


1 Цветная репродукция картины Э. Мунка “Крик” напечатана в газете “Искусство”, № 3/2005.

2 Употребляя на уроке слово “картина”, учитель и учащиеся предварительно договариваются, что, конечно, речь идет о репродукции.