Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

н а ч и н а я  с  х х  в е к а

Лев ДЬЯКОВ

Дюфи — поэт радости

02.tif (11722396 bytes)

Каким образом сын мелкого коммерсанта из Гавра, уже в четырнадцатилетнем возрасте работавший бухгалтером в торговой фирме, учившийся затем в школе изящных искусств на ссуду Гаврского муниципалитета, стал одним из ведущих мастеров XX века, до сих пор остается загадкой. Наверное, всему виной та праздничная атмосфера Парижа начала века, о чем позднее писал Э. Хемингуэй в своей книге «Праздник, который всегда с тобой».

Во всяком случае уже первые картины молодого Рауля Дюфи, выставлявшегося в группе «диких» вместе с Матиссом, Руо, Вламинком, Ван Донгеном, были объявлены критиками «поэтическими».

Поэтическая живопись имеет свои особые законы, тонкие, трепетные, не поддающиеся сухому критическому толкованию. Здесь требуется иной взгляд, близкий настроениям художника. Так, в знаменитой картине Дюфи «Амфитрита», программном произведении мастера, все сливается воедино: древняя богиня и пароходы с яхтами, бороздящие просторы Средиземного моря, радостная голубовато-зеленая морская стихия и яркие белые клубы дыма. Художник создает свой космос. Каждая цветовая вспышка его обширной «мозаичной» композиции изображает разные времена, а все вместе — средиземноморскую цивилизацию, где древнее смешивается с современным.

Вспоминается замечательное эссе Поля Валери «Взгляд на море», то место, где поэт говорит: «Нет такой неодушевленной вещи, которая олицетворялась бы более щедро и более естественно, нежели море. Мы называем его мирным, сердитым, коварным, капризным, печальным, безумным, свирепым или же ласковым. Мысль о неверном и чудовищно своенравном характере, каким древние наделяли своих божеств, какой подчас приписываем женщине, легко напрашивается у всякого, кто общается с морем».

Тема моря — одна из главных в творчестве Дюфи. Оно воспринимается художником как одухотворенное начало, вечное и прекрасное. Оно сверкает на солнце, зрителя охватывает радость при виде этой бесконечной бирюзовой дали. Море Дюфи изумрудное, аметистовое, винно-цветное.

И вот зритель уже мчится по морю на одном из кораблей, населяющих полотна Дюфи. Он становится участником регат, скачек, карнавалов, посещает великолепные казино, оперные залы, рестораны на открытом воздухе. Так, в акварели «Ресторан» окно наполовину прикрыто стеклярусом, создавая интимный уют хорошего южного ресторана, с его неизменной бутылкой красного вина, белоснежной скатертью, легким плетеным стулом, который художник как бы оставляет для зрителя.

Распахнутые стеклянные двери с разноцветными окнами в картине «Меонтерома» сразу же переносят зрителя в «театр Дюфи» на берег Средиземного моря, с его античными воспоминаниями в образе роскошной белой раковины, свежим бризом, корабликами вдали, знаменующими детскую мечту о путешествиях в неведомые страны. Неизменная бабочка порхает над волнами, зримо связывая прошлое и настоящее, мечту и реальность.

На одной из картин Дюфи есть надпись: «Музыка и живопись Рауля Дюфи». И действительно, его живопись словно проникнута музыкой. Между 1910 и 1953 гг. он создал целые серии, посвященные музыке Моцарта, Баха, Шопена, Дебюсси, Генделя. В 1942 г. он создает серию замечательных рисунков и картин под названием «Оркестр». Художник дружил с известными музыкантами того времени, такими как Шарль Мюнш, Пабло Казальс, Ивонн Лефебр.

Дюфи создает особую систему знаков для зримого изображения музыки. Стремясь передать характер звучания того или иного инструмента, он обращается к самым разным средствам выражения: так возникает образ задумчивой женщины, которая влетает в концертный зал и возлагает зеленую ветвь на фортепьяно («Апофеоз Шопена»); или радостный синий цвет, разливающийся, подобно музыке, в зале, где звучит клавесин («Апофеоз Моцарта»). Дюфи пользуется сложной, многослойной символикой, вызывающей тончайшие ассоциации. В его картинах все будто наполнено радостными музыкальными мелодиями и ритмами благодаря живым, свободным цветовым мазкам, розовым, синим, голубоватым, желтым, фиолетовым. Перед зрителем возникает живой, радостный мир.

В акварели «Карнавал в Ницце» (1928) знак пальмы больше говорит нам о южном городе, чем ее полное изображение. Здесь же две экзотические фигуры ряженых — участников карнавала, часть мавританской решетки, удаляющийся кабриолет, свободно, двумя изящными мазками изображенное казино, два-три пятна красного цвета (южные дома с красными крышами), серп луны и несколько мазков, напоминающих ее форму, — все это вместе создает удивительно полную, яркую, праздничную картину.

И конечно, такой мастер, как Дюфи, не смог пройти мимо цветов. Достаточно сопоставить его «фовистскую» картину «Среди цветов» (1907), с ее «абстрактным» цветовым решением (что связано с задачей предельного декоративизма, к которому стремился художник в этот период), и акварель «Ваза с цветами» (1937), где простой мотив вырастает в некую оду «поющим цветам», чтобы увидеть многообразие методов, приемов, манер, к которым прибегает художник, стремясь придать образам предельную выразительность.

Пикассо как-то сказал: «Мы должны создавать такое искусство, которое излечивало бы даже от зубной боли». Этот афоризм можно полностью отнести к искусству Рауля Дюфи. Оно дарит людям радость и надежду.