Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

У Р О К   М Х К

Английский портрет XVIII века:
Джошуа Рейнолдс и Томас Гейнсборо
Prog.tif (5763692 bytes)

Учитель. Множество расхожих заблуждений заполняет человеческое сознание. Ну сколько, например, людей не сомневаются, что завистливый и коварный Сальери действительно отравил великого Моцарта?! Так и я за многие годы свыклась с мнением, будто два выдающихся английских живописца — Рейнолдс и Гейнсборо — терпеть друг друга не могли, если не сказать хуже. Изменилось мое отношение к их истории, лишь когда я узнала, что смертельно больной Томас Гейнсборо за несколько дней до кончины попросил сэра Джошуа зайти посмотреть последние вещи, его «Дровосека», который, как он надеялся, должен был стать его лучшим произведением. Не думаю, что в такой ситуации любой из нас позвал бы того, кого считал своим врагом. Скорее это был жест в сторону мастера, мнением которого он не мог не дорожить.

С помощью компьютера и проектора на экране демонстрируются репродукции автопортретов Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо.

Да, они были соперниками, конкурентами на рынке дорогого и модного портрета, но, похоже, не отличались злобностью и склочностью, и между ними вовсе не существовало той непримиримой противоположности, которую им склонны приписывать. Просто эти в равной мере замечательные представители английской школы исповедовали различный подход к сущности живописного творчества.

Учитель предлагает ученикам, получившим заранее соответствующие задания, познакомить товарищей по классу с подготовленными ими «линиями судеб» Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо (см. Приложение).

В чем вы видите сходство судеб художников?

Ученики.

— Они происходили из одного социального слоя.

— Успешно начали свою карьеру в провинции и только потом отправились покорять Лондон; добились большого признания в одном жанре — портрете.

— На их творческую эволюцию серьезно повлияло знакомство с художественным наследием прошлого.

— Они оба приложили руку к созданию Королевской академии, и Гейнсборо, несмотря на ссору с ней, предпочел все же вернуться в число участников ее выставок.

Учитель. Сравнивать работу Рейнолдса и Гейнсборо нетрудно, ведь подчас их моделями становились одни и те же заказчики. Взгляните, например, на эти портреты знаменитой актрисы Сары Сиддонс. Что, по вашему мнению, различает их?

Демонстрируются репродукции портретов С. Сиддонс работы Рейнолдса (1789) и Гейнсборо (ок. 1783–1785).

Ученики.

— Рейнолдс изобразил на своем полотне именно великую актрису, а Гейнсборо просто женщину — обаятельную и загадочную.

— Томаса Гейнсборо интересует в первую очередь внутренний мир его модели, в которой сразу чувствуешь благородство, ум и энергию.

— Портрет работы Гейнсборо более простой, но при этом более поэтичный. А Рейнолдс изображает Сару Сиддонс будто во время спектакля, в порыве вдохновения. Скорее перед нами сцена из какой-то трагедии. Этот эффект усиливают фигуры за спиной артистки.

Учитель. Действительно, Рейнолдс написал миссис Сиддонс в облике музы Трагедии, поместив на заднем плане еще и аллегории Сострадания и Ужаса. Эти два портрета и выявляют для нас суть творческих различий между ним и Гейнсборо: если первый культивировал классические теории, в которых и черпал вдохновение, то второго вдохновляли сами люди.

Демонстрируются репродукции портретов «Огастес, виконт Кеппел» (1753–1754) и «Лорд Хитфилд, губернатор Гибралтара» (1787) работы Д. Рейнолдса.

Найдите типичные черты классицизма в портретах командира морской эскадры виконта Кеппела и губернатора Гибралтара Хитфилда.

Ученики.

— Сама поза Кеппела напоминает античную статую. Художник придает своему персонажу героические черты, помещая его в мрачный пейзаж с обломками кораблекрушений.

— Антураж картин символичен. Он намекает на занятия заказчиков: штормовое море за спиной Кеппела; крепость, окутанная дымом орудийных выстрелов, служащая фоном для фигуры губернатора, держащего в руках ключ на цепи.

Учитель. Джошуа Рейнолдс, легко ладивший с детьми в жизни, прекрасно изображал их на полотне. Но при этом он оставался верен убеждению, что образ следует как-то привязать к аллегории или чистой идее. Например, леди Кэролайн Скотт он представил в виде «Зимы».

Демонстрируется репродукция портрета (1776–1777).

Учитель. В 1768 г. Георг III подписал устав Королевской академии, которая сделалась центром британской художественной жизни. Ее президентом стал сэр Рейнолдс. Ежегодно или раз в два года он выступал в академии со знаменитыми «Речами», выразившими идеи XVIII века применительно к изобразительному искусству и критике. Давайте познакомимся с отдельными отрывками из них, чтобы разобраться в его творческих принципах и педагогических взглядах.

Ученики читают следующие тексты:

«Тот, кто старается изящно передать форму находящейся перед ним модели, не только приобретает привычку к четкости и точности, но и углубляет собственное знание человеческого тела, и... в конце концов он сможет придать законченной работе грацию и красоту, не впадая в безудержное украшательство, что не под силу ни нынешним, ни прежним художникам без глубокого, тщательно сопоставляемого изучения формы тела человека».

«...Живописцу необходимо быть имитатором творений натуры... но столь же необходимо быть имитатором творений других живописцев... никто из нас не может сделаться художником, что бы он сам ни думал, кроме как при условии... что изучение старых мастеров, называемое здесь мною имитацией, будет продолжаться всю жизнь, оно вовсе не грозит причинить нам приписываемые ему неудобства — ослабить ум или помешать нам выказать в работах ту оригинальность, которая в них непременно должна присутствовать».

«Я знаю лишь один способ сократить путь (к идеальной красоте): это тщательное изучение работ античных скульпторов; последние, неутомимо учась у природы, оставили совершенные образцы, которые кажутся художнику примером высшей красоты».

«Изобретательность в живописи не означает изобретения сюжетов; ибо они обыкновенно уже унаследованы нами от поэта или историка... Таковы великие события из древнегреческой и древнеримской мифологии и истории, которые... не были принижены грубостью повседневной жизни. Таковы же и основные события Писания (Священной истории)».

«Чтение... сможет развить и усовершенствовать ум художника, не отрывая его от обыденных дел. Чего не даст отрывочное и беспорядочное чтение, то может быть дополнено общением с образованными и остроумными людьми...»

«Вы не должны зависеть от вашего гения. Если ваши таланты велики, труд их усилит; если у вас лишь скромные способности, трудолюбие возместит их несовершенство. Нет ничего невозможного для должным образом приложенного усилия: а без него ничто достигнуто быть не может».

Учитель. Какую программу для молодых художников предлагал Джошуа Рейнолдс? Каково ваше мнение о ней?

Ученики.

— Позиция Рейнолдса типична для сторонников классицистского направления в изобразительном искусстве. Он советует начинающим художникам в первую очередь учиться точности рисунка. Высшим идеалом живописи он считает не выявление натуры и не выражение личности автора, а поиск совершенной красоты, в котором надлежит руководствоваться опытом старых мастеров и черпать вдохновение у поэтов и философов.

— Рейнолдс делит жанры на достойные внимания и второсортные, призывая избирать возвышенные сюжеты.

— Но разве не ценно, что так много внимания Рейнолдс уделяет моральной стороне воспитания живописца, формированию его личности? Он, конечно же, разделял убеждение своей эпохи, что искусство имеет высокое назначение, что оно должно развивать и улучшать нравы, а не только развлекать и тешить глаз. Чувствуется, что он стремился к тому, чтобы поднять престиж художников в глазах общества, добиться к ним всеобщего уважения.

Учитель. Наверное, с некоторыми суждениями Рейнолдса охотно согласился бы и Томас Гейнсборо, но он придерживался все же иных творческих принципов.

Демонстрируются репродукции картин Т. Гейнсборо «Дочери художника с кошкой» (конец 1750-х), «Голубой мальчик» (1770), «Утренняя прогулка» (ок. 1785), «Миссис «Пердита» Робинсон» (1781–1782), «Портрет миссис Шеридан» (ок.1783).

Гейнсборо и не думал следовать каким-либо теориями, он работал интуитивно и просто, глядя на натуру, стремясь сделать привлекательными обычные лица. Его картины отличаются изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения. Мастер свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словно переливающиеся одна в другую краски. Тонкая работа кисти может казаться шероховатой, но на расстоянии полотно превращается в единое целое. Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются жемчужными отливами, гармонией оливково-серого, зеленого и серебристого.

Если Рейнолдс надеялся создать в Британии достойную школу исторической живописи, то заветным желанием Гейнсборо было удалиться на покой и писать пейзажи.

Демонстрируются репродукции картин «Повозка (Возвращение с жатвы)» (ок.1767), «Девочка со щенком и кувшином» (1785), «Дровосек» (1785—1788).

И иногда он писал сельские уголки с прудами, стадами коров. При жизни художника этими работами мало кто интересовался, но именно они, пронизанные, по словам великого пейзажиста Джона Констебла, покоем, нежностью и любовью, положили начало замечательной английской школе пейзажной живописи. Это был новый тип пейзажа с человеком, где фигуры перестают быть лишь декоративным элементом и господствуют в общей тональности картины. А одетые в лохмотья персонажи с печальными лицами дают понять, что Гейнсборо, портретист аристократии, никогда не терял связи с крестьянским миром.

Свою четырнадцатую «Речь» в Королевской академии, с которой сэр Джошуа Рейнолдс выступил через несколько месяцев после смерти Гейнсборо, он целиком посвятил анализу его творчества. Делясь воспоминаниями об их последней встрече, он сказал: «Я не скрываю, что не был с ним связан узами дружбы; но если между нами и существовала малая толика соперничества, она была забыта в мгновения откровенности; он отнесся ко мне как к человеку, охваченному теми же устремлениями и заслуживающему его доброго отношения тем, что я осознал его превосходство... у меня создалось впечатление, что ему жаль было при расставании с жизнью расставаться прежде всего с искусством...»

Им обоим, и Рейнолдсу, и Гейнсборо, суждено было войти в историю английской живописи в качестве «первейших носителей ее славы», а нам остались, помимо всего прочего, еще и рассказы об их соперничестве, в которых больше вымысла, чем истины. Искусство в который раз напоминает нам, что именно оно при всем своем разнообразии продолжает оставаться самым надежным хранителем идеи человеческой толерантности.

В заключение урока учитель дает информацию о том, к каким книгам, статьям, интернет-ресурсам следует обратиться, чтобы расширить и углубить знания о творчестве Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо.

Можно предложить ученикам выполнить задания по их выбору:

1. Проследить, какое продолжение в английской живописи XVIII–XIX вв. нашли творческие линии Рейнолдса и Гейнсборо.

2. Подобрать в истории искусства примеры соперничавших, подобно Рейнолдсу и Гейнсборо, пар и попытаться найти точки их соприкосновения.

Л. Сапожникова,
учитель МХК средней школы № 6,
Благодарный Ставропольского края