Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

научные чтения

УСКОЛЬЗАЮЩИЙ ИДЕАЛ
О живописи интернациональной готики

wpe1.jpg (43340 bytes)

На рубеже XIV–XV вв. в Европе получило распространение новое художественное направление, названные впоследствии «интернациональная готика». Оно охватило все виды искусства и ремесла, а также немало повлияло на характер обычаев и моды высших слоев общества. Искусство этого времени отличалось редким единством художественного языка.

Неожиданно произведения искусства начинают пользоваться спросом не только в кругах аристократии, но и среди буржуазии. Соборы, замки, дома знати и горожан обретают свой неповторимый облик и обильно наполняются художественными ценностями. Становятся популярными гобелены, книги с миниатюрами, ювелирные изделия, геральдические изображения, игральные карты, домашние алтари и многое другое. Искусство во многом обретает парадный и куртуазный характер. Одновременно архитектура, скульптура, живопись обогащаются новым содержанием, вырабатывают новый пластический язык, подчеркивающий декоративно-линейное начало. Изящные фигуры святых, образы, полные лиризма и одновременно пронизанные спиритуалистическим началом, — те характерные элементы, которые появляются в живописи европейских стран этого времени. Причем острота изломов линий, драматизм чувств уходят, на смену им появляются мягкие линии, отчего этот стиль также называют «мягким» или даже «изящным».

Интернациональный стиль захватывает многие страны Центральной и Южной Европы, хотя и различает отдельные национальные школы. Он стал выражением поздней готики с ее тягой к натурализму и мистицизму. Впрочем, один из ученых назвал этот стиль «романтическим воскрешением Средневековья». Искусство интернациональной готики — это обращение к рыцарским романам, их куртуазности, к уходящим из реальной жизни идеалам.

В Италии главным центром интернациональной культуры становится Милан, а ее апофеозом — грандиозный миланский собор. При дворе герцога Джана Галеаццо Висконти, поощрявшего новаторство в искусстве, работал знаменитый Джованнино де Граси. Его сияющие золотом и серебром живописные картины имели большой успех в кругах миланской знати.

В Италии были и другие, небольшие центры, как Сиена например, оставившие изумительные, изысканные по красоте шедевры готической живописи. Большинство работ этого времени анонимно. Но их создатели, безусловно, первоклассные мастера. К вершинам сиенской школы принадлежат творения большого мастера Симоне Мартини (1284–1344). Его «Благовещение» из галереи Уффици, созданное в 1333 г., было заказано для алтаря собора в Сиене.

Знаменитая композиция традиционно включает посланника Божьего, архангела Гавриила, и Богоматерь. В стрельчатых завершениях рамы — святые Ансанус, Маргарита и четыре пророка. Согласно готической традиции в живописи Мартини много золота, ярких красок, а фигуры кажутся совсем бесплотными, лишенными объема. Эмоциональная выразительность этой работы — в плавных линиях, изысканном рисунке фигур, тонко переданных жестах, в исключительной одухотворенности главных персонажей — Богоматери и преклонившегося перед ней, подобно рыцарю, архангела. Лирическое звучание сцены возникает и благодаря показу внутренних переживаний девы Марии — хрупкой, изящной, испуганной. Такая интерпретация библейского события, куда проникает куртуазное начало, характерна для искусства аристократической Сиены.

Не менее рафинированный мастер Лоренцо Монако (1370 – ок. 1424), принадлежал сиенской и флорентийской школам. Его «Поклонение волхвов» (ок. 1422) из Уффици — алтарный образ, созданный для церкви Сант-Эджидио во Флоренции. Эффектно написанная сцена с волхвами содержит ярко выраженные стилистические признаки поздней готики — сильно вытянутые фигуры, яркость красок, отсутствие пространственной глубины, декоративность. Кроме того, Лоренцо демонстрирует поразительную красоту рисунка — в силуэтах фигур, очертаниях гор. А нежная хрупкая Богоматерь кажется каким-то сверхъестественным существом, в котором мастер подчеркнул аристократизм образа.

Глубоко религиозный человек, монах, художник, Лоренцо Монако прославился своими библейскими композициями в стиле интернациональной готики, украсившими многие церкви и монастыри Италии. Его алтарь «Коронование Марии со святыми и ангелами» (1414) из Уффици выполнен для флорентийского монастыря Санта-Мария дельи Анджели. Эта сложная многофигурная композиция со множеством святых и сценой коронования размещается на золотом фоне, с которым гармонирует роскошная, но принадлежащая уже более позднему времени рама. Яркие, чистые краски, плавные линии бесплотных фигур, лишенных объема, выдают стиль представителя оригинальной сиенской школы. Кроме того, Лоренцо использует своеобразную игру света и тени, являющуюся не столько средством художественной выразительности, сколько инструментом лирического преображения сцены.

К очень необычным созданиям поздней готики принадлежит «Портрет императора Сигизмунда» (ок. 1433) из Музея истории искусств Вены кисти Пизанелло (ок. 1395 – ок. 1455). Индивидуальность, характер личности, некоторая ее двойственность сочетаются здесь с чертами идеализации, обобщенности образа, характерными для готической живописи. Одновременно портрет дышит любовью к подробностям, внутреннему состоянию изображенного. Это, несомненно, работа переходной эпохи от готики к раннему Ренессансу.

Сигизмунд Люксембургский (1387–1437), император Священной Римской империи, личность неоднозначная, известен как широко образованный человек и одновременно как коварный политик, склонный к предательству. Именно из-за его малодушия погиб вождь восставших чехов Ян Гус. Получив охранную грамоту от Сигизмунда, Гус отправился на переговоры на Констанцский собор и, как известно, был схвачен и приговорен к сожжению на костре по приказу римского папы.

Ярчайшие памятники интернационального стиля оставила Франция. Его вершиной стало творчество братьев Лимбургов — Яна, Поля и Германа. Знаменитый «Часослов герцога Беррийского» (1415), хранящийся в музее Конде в Шантийи, — шедевр мирового искусства. Художники создали восхитительные и новаторские работы. Миниатюра «Месяц март» — первая и, пожалуй, самая известная из Часослова. На листе пергамента изображены крестьянские работы, выполняемые в этом месяце, вдали — сказочный замок (на самом деле замок герцога Беррийского). Причем здесь не условное изображение природы, а уже живой пейзаж, развернутый в пространстве, с движущимися фигурами и животными. Летящий по небу дракон, правда, привносит в эту дивную композицию ощущение наивного волшебства.

В другом листе — «Грехопадение и изгнание из Рая» — изображен райский сад, обнесенный золотой стеной. В центре готическая постройка Колодец жизни. Художники изобразили сразу четыре библейские сцены. В левой части листа — эпизод искушения Евы: женщина-змея, обвивающая дерево, протягивает Еве яблоко греха; далее сама Ева предлагает яблоко Адаму, пытающемуся сопротивляться искушению. В третьем эпизоде мудрый Бог Отец порицает первых грешников за нарушение запрета. Наконец, последний эпизод — огненный ангел выводит Адама и Еву из ворот рая, где течет мирная, счастливая жизнь, в бездну грозной, незнакомой жизни.

К выдающимся творениям немецкой готической живописи принадлежат шедевры Стефана Лохнера (ок. 1410–1451), работавшего в Кёльне. Его небольшие композиции, отмеченные исключительным мастерством, высокой одухотворенностью образов и красотой живописи, например «Мадонна с младенцем в беседке из роз» (1440) из музея Вальрафа-Рихартца или «Поклонение младенцу Христу» (ок. 1445) из Старой пинакотеки Мюнхена, характерны для интернациональной готики. Искусство Лохнера хорошо знали и любили современники. Его маленькие алтари повествовали, подобно чудесной сказке, о жизни Христа и Марии. Евангельская сцена «Поклонение младенцу Христу», представленная художником как трогательное поэтическое зрелище, включает два эпизода. Главный — коленопреклоненная Мария в благоговейной молитве перед только что родившимся Христом. Хрупкий облик юной Мадонны преисполнен светлым, нежным чувством, увлекающим созерцающего эту сцену в особый, прекрасный и чистый мир. На втором плане Лохнер изображает парящего ангела, сообщающего пастухам о чудесном событии. С любовью и немецкой тщательностью передана каждая деталь композиции: крошечный младенец, хлев, в котором происходит поклонение, поющие ангелы. Картина кельнского мастера поражает сиянием красок, глубиной и сочностью цвета — лазури и золота, уподобляющих ее драгоценному сплаву. Завораживающая красота живописи, кажется, преображает сцену в волшебное видение.

Не менее значительный след в живописи интернациональной готики Европы оставили художники Чехии. Как известно, с середины XIV в. в Праге обосновался император Священной Римской империи Карл IV. Вместе с южночешскими замками и монастырями новая столица включилась в активную культурную жизнь Европы. Вершиной этой школы стало творчество Мастера «Тржебоньского алтаря». Свое имя этот неизвестный художник получил как создатель великолепного большого алтаря (ок. 1389) для церкви Св. Эгидии в Тржебоне. В Национальной галерее Праги среди его работ сохранилось удивительное «Воскресение» (ок. 1380). Написанное в огненно-красных тонах облачение Христа, его аскетичная вытянутая фигура, строгий, скорбный лик поражают острой экспрессией и пронзительностью эмоций. Мастер «Тржебоньского алтаря» великолепно владел искусством композиции. Используя приемы сложной асимметрии, он располагает фигуры пораженных участников сцены и пейзаж так, что Христос оказывается не только физическим центром картины, но и духовным стержнем события. Его бесплотное израненное тело едва касается тверди земли, но устойчиво и незыблемо.

Но чешский мастер писал и необыкновенно грациозных, трогательных мадонн. В «Поклонении младенцу» (ок. 1380) юная одухотворенная Мария изображена в молитве над своим сыном. Здесь же грубоватые Иосиф и пастухи. Их фигуры различны в масштабе, подчеркивающем иерархию персонажей. Картина содержит все типичные черты чешской живописи этой эпохи, для которой культ Девы Марии становится доминирующим.

В этой же галерее можно увидеть работы известного придворного художника Карла IV — Мастера Теодорика. Ему принадлежат монументальные изображения святых Вита и Иеронима, написанные около 1365 г. Профиль Иеронима кажется портретом, настолько выразительны черты этого крупного немолодого лица. Святой написан на доске, на золотом фоне, в сложном повороте, в пламенеющих красных тонах.

Чешская живопись, активно откликаясь на новые веяния из Франции и Италии, тем не менее сохраняла свое национальное своеобразие. Это в первую очередь стремление к предельной одухотворенности и идеализации библейских образов, эмоциональная заостренность их характеристики. Оттого стиль Чехии получил название «прекрасный».

Елена РАЧЕЕВА