Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

У Р О К   М Х К

Анна ВАЧЬЯНЦ,
учитель МХК,
кандидат педагогических наук

Акрополь

wpeC.jpg (95992 bytes)

Тема урока

Анализ древнегреческой архитектуры в процессе изучения памятников афинского Акрополя

Форма урока

Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний и овладение новыми знаниями, закрепление знаний, умений, навыков в игровой форме.

Методы обучения

Беседа, рассказ учителя и познавательные игры для организации учебно-познавательной деятельности учащихся в группах.

Цель урока

Актуализация знаний о древнегреческой культуре и архитектуре, ее особенностях на примере изучения памятников афинского Акрополя.

Задачи урока

  • Обучающие (образовательные)

Закрепить знания:

1) ордерной системы Древней Греции и ее основных элементов;
2) важнейших памятников афинского Акрополя;
3) греческой мифологии в контексте архитектурных памятников Акрополя.

  • Развивающие

Развить у детей умения:

1) анализировать композиционные особенности комплекса афинского Акрополя и его основных памятников;
2) пространственно мыслить, ориентируясь по представленным фотографиям памятников на плане Акрополя;
3) давать определения новым архитектурным понятиям;
4) сравнивать памятники древнегреческой и отечественной архитектуры (например, афинский Акрополь и Московский Кремль, кариатиды Эрехтейона и атланты Эрмитажа);
5) доказывать свою точку зрения, используя литературный и искусствоведческий материал;
6) обобщать, делать выводы, давать оценку.

  • Воспитательные

Приобщить учащихся к навыкам:

1) работы с литературным текстом и выразительного чтения;
2) творческого сотрудничества в процессе работы в команде;
3) ведения дискуссий;
4) аргументации своей точки зрения и выслушивания чужой;
5) объективной оценки коллективной работы своей и чужой команды, а также каждого члена команды.

ХОД УРОКА

1. ПОВТОРЕНИЕ

Беседа учителя с классом

Учитель. Мы продолжаем изучать античную архитектуру. Тема нашего урока сегодня «Анализ древнегреческой архитектуры на основе изучения памятников афинского Акрополя». Но прежде чем мы начнем новую тему, давайте вспомним об ордерной системе Древней Греции. Как дословно переводится слово «ордер»?
Ученики. Порядок.
Учитель. Верно. Порядок между чем и чем?
Ученики. Между несущими и несомыми конструкциями.
Учитель. Правильно. Значит, ордер – это художественная система оформления несущих и несомых конструкций. В Древней Греции были созданы три ордера. Какие?
Ученики. Дорический, ионический и коринфский.
Учитель. Давайте посмотрим на рисунок. Что относится к несущим, а что к несомым конструкциям?
Ученики. Колонна – несущая конструкция, а антаблемент – несомая.
Учитель. Из каких элементов состоит колонна, а из каких антаблемент?
Ученики. Колонна – из ствола, капители и базы, а антаблемент – из архитрава, фриза и карниза.
Учитель. Верно. Чаще всего древние греки использовали дорический и ионический ордеры. Древнегреческую архитектуру часто называют скульптурной, соразмерной человеческой фигуре (антропоморфной). Вспомним слова, высеченные на фронтоне храма в Дельфах: «Человек есть мера всех вещей». С какой фигурой ассоциировалась дорическая колонна, а с какой – ионическая?
Ученики. Дорическая колонна – с мужской фигурой, а ионическая – с женской.
Учитель. Правильно. Кстати, древнегреческие архитектурные постройки раскрашивались. Главными зданиями в Древней Греции были храмы – жилища богов. Они, как правило, строились в дорическом ордере. Те же храмы, что были посвящены богиням, – в ионическом. А как называются треугольная вставка между скатами крыш в греческих храмах и желобки, вырезанные в стволе колонны?
Ученики. Фронтон (он часто украшался рельефом) и каннелюры.
Учитель. Совершенно верно. Итак, мы повторили основные элементы греческого ордера.

2. НОВАЯ ТЕМА

Рассказ учителя

Однако чтобы лучше разобраться в особенностях древнегреческой архитектуры, понять, почему она на протяжении многих веков является непревзойденным образцом красоты и гармонии, давайте совершим путешествие во времени и пространстве и побываем на афинском Акрополе V века до н.э.

Святыней каждого греческого города был акрополь – верхний город, который первоначально служил крепостью, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра. Кстати, а как называется центральная укрепленная часть в русских городах? (Кремль.) Одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах, восстановленный греками после изгнания персов в V в. до н.э.

Это время — время правления вождя афинской демократии Перикла — называют золотым веком Афин. Древнегреческая пословица гласила: «Да ты чурбан, коли Афин не видывал; осел – коли, увидев, не пришел в восторг; верблюд – коли покинул их по своей воле». Символом взлета культуры этого периода стал вновь созданный комплекс афинского Акрополя. Его создателями были зодчие, работавшие под руководством друга Перикла – Фидия.

Афинский Акрополь расположился на скале, возвышающейся на 150 м над уровнем моря. Он является композиционным центром города, раскинувшегося у его подножия. Как всякое истинное произведение архитектуры, комплекс Акрополя органически связан с окружающим ландшафтом. Акрополь хорош именно здесь, вблизи Средиземного моря, на фоне голубых силуэтов гор.

В планировочной композиции Акрополя нет симметрии. Свободное размещение отдельных сооружений – характерная его черта. И хотя сооружения расположены свободно, асимметрично и живописно на горизонтальной площадке скалы, композиция комплекса основана на строгой системе перекрестного равновесия объемов и точно рассчитана на последовательную смену впечатлений при неторопливом и торжественном движении.

Главный вход расположен на западном склоне, так как только здесь есть наиболее удобный пологий подъем. Посетитель входит на площадку Акрополя не по центральной оси, а сбоку, и все памятники постепенно разворачиваются перед его взором. «Ансамбль создавался по принципам свободной гармонии, уравновешивающего сочетания разновеликих и разных по форме зданий. Геометрическая симметрия ему не свойственна совершенно» (В.Полевой).

Композиционный замысел ансамбля неразрывно связан с Панафинейскими торжествами и шествием на Акрополь. В последний день Великих Панафиней, праздновавшихся один раз в четыре года, торжественная процессия из граждан города подносила Афине священное покрывало (пеплос), сотканное руками афинских девушек. Праздник сопровождался конными и гимнастическими соревнованиями, состязаниями певцов и музыкантов. Процессия шла по южному склону Акрополя, проходила через торжественные Пропилеи, вдоль северного фасада Парфенона и заканчивалась у восточного фасада, где находился главный вход в храм.

Давайте и мы совершим восхождение на афинский Акрополь и пройдем по маршруту панафинейской процессии.

Миновав рыночную площадь, мы обходим Акрополь с востока и движемся вдоль его южной стены и далее к западу мимо театра Диониса. Подъем на Акрополь шел зигзагом: сначала по направлению к северному краю Пиргоса (городской башни), на котором возвышался храм Ники, а затем – к центральным воротам.

Пройдя крепостные ворота, процессия поднимается к торжественному парадному входу – Пропилеям, которые построил архитектор Мнесикл в 437–432 гг. до н.э. Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен к городу, а другой – к вершине Акрополя. Пропилеи несимметричны: слева к ним примыкает Пинакотека – картинная галерея, а справа – маленький храм богини Ники.

Правое крыло Пропилей словно сжалось, чтобы дать место маленькому, изящному, похожему на игрушку храму бескрылой богини победы Ники – Ники Аптерос. Он сооружен Калликратом в 427–424 гг. до н.э. Это небольшой ионический четырехколонный амфипростиль, поставленный на высоком выступе – Пиргосе.

«Храм Ники миниатюрный по внешним размерам: он едва больше, чем средняя комната в наших современных домах. Но какая стройность. Великое в малом» (Д.Мережковский). По мнению греков, Ника чувствует себя здесь как дома. Об этом свидетельствует рельеф, на котором она неторопливо поправляет сандалию.

Пройдя Пропилеи, мы попадаем на вершину выровненной скалы, превращенной в площадь.

Прямо напротив, в тридцати метрах от Пропилей, на постаменте стоял символ вооруженного мира – бронзовая статуя Афины Воительницы. Колоссальная статуя богини мудрости и справедливой войны господствовала над городом и была видна с моря.

Пройдя мимо статуи, процессия подходит к главному сооружению афинского Акрополя – храму Афины Девы (Парфенос) Парфенону. Парфенон словно вырастает из земли, являясь неотъемлемой частью окружающего ландшафта: гор, моря.

Древние архитекторы, видимо, принимая во внимание равновесие асимметричных объемов, расположили Парфенон не прямо напротив Пропилей, а южнее. Поэтому фасад Парфенона воспринимается с угла, так что видны его и западная и северная стороны. Напротив Парфенона возведен изящный храм Эрехтейон с известным портиком кариатид.

Храм не огромен, но величествен, он не подавляет, а возвышает душу человека. Архитекторы учли законы человеческого зрения и, чтобы создать впечатление безупречной стройности и гармонии, сделали все линии этого храма слегка выпуклыми. Все плоскости храма изгибаются, слегка круглятся, колонны наклоняются внутрь, расстояния между ними различны, хотя кажутся одинаковыми, угловые колонны более массивны и ближе придвинуты к соседям, иначе при ярком солнце они казались бы более тонкими. Подобная нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания называется курватура.

Совершенные пропорции храма, сопоставимые с фигурой человека, прекрасная соразмерность всех его частей создают впечатление безупречной красоты. Это великолепное воплощение меры и гармонии.

На плане Парфенон – дорический периптер размером 70 х 30 м, окруженный сорока шестью колоннами. Как вы думаете, почему храм Парфенон, посвященный богине, выполнен не в ионическом, а в дорическом ордере?

(Ответы учеников.)

Внутри здание разделено на две неравные части. В западной хранилась казна Афинского морского союза, в восточной части на высоком постаменте стояла знаменитая 20-метровая деревянная статуя Афины Парфенос.

Афина Парфенос, стоявшая в Парфеноне, – последняя работа Фидия. Он работал над ней десять лет. Высота статуи 12 м. Она имела деревянную основу, покрытую золотом и слоновой костью. На голове Воительницы был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди – эгида с маской Медузы Горгоны. В правой руке Афина держала двухметровую богиню Нику, в левой – щит. На щите с наружной стороны была изображена битва греков с амазонками. У ног Афины сова – символ мудрости, а слева змей, олицетворяющий Эрехфея – древнейшее божество Аттики. Величественно ниспадающие складки ее одежды напоминали желобки стройных колонн – каннелюры.

На рельефе щита богини Фидий среди богов изобразил себя и Перикла, что вызвало негодование его противников, которые сочли подобное действие святотатством. Кроме того, они обвинили мастера в краже золота при работе над статуей и заточили Фидия в темницу, где великий скульптор и умер. В V в. н.э. статую Афины увез в Константинополь один из византийских императоров, и там спустя сто лет она погибла при пожаре.

Скульптурные украшения Парфенона, созданные Фидием, связаны с легендами о жизни и подвигах богини Афины. На восточном фронтоне была изображена сцена рождения богини из головы Зевса. На западном – спор двух богов за господство над Аттикой. Каких? (Афины и Посейдона.) Каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Какие дары они принесли? (Посейдон высек из скалы соленый источник; Афина подарила оливковое дерево, которое сочли более полезным даром, и город стал носить ее имя.)

На метопах восточного фриза изображена битва богов с гигантами, северного – разрушение Трои, западного – битва афинских героев с амазонками, южного – схватка греков с кентаврами.

И финал этой замечательной скульптурной симфонии – рельефный фриз Парфенона, который огибал все здание. На мраморной ленте длиной 160 м и высотой 1 м изображалось торжественное шествие жителей Афин к Акрополю в день Великих Панафиней. На плитах фриза движение начинается с юго-западного угла и направляется двумя потоками, которые сливаются на восточном фасаде. Так великий Фидий перенес на стены храма реальное событие из жизни города. И в действительности «священная дорога» проходила вдоль северного фасада Парфенона. Шествуя мимо колоннады, афиняне могли видеть на стене храма изображение такой же процессии.

Судьба Парфенона трагична. В V–VI вв. он был превращен в христианскую церковь. При крестоносцах (1209) преобразован в церковь святой Марии Афинской. В 1460 г. – в мечеть, и в юго-восточной части был возведен минарет. Вечером 26 сентября 1687 г. Парфенон, превращенный турками в пороховой склад, был взорван бомбой, пущенной осаждавшими Афины венецианцами. В XVII–XIX вв. руины Парфенона были разграблены. Остатки храма пострадали в 1894 г. от землетрясения. Но даже в руинах Парфенон поражает единством художественного образа и гармонией.

Напротив северного фасада Парфенона, почти у самого северного края Акрополя располагалось последнее сооружение, завершающее ансамбль афинского Акрополя. Оно было создано уже после смерти Фидия — в 421–405 гг. до н.э. Это небольшой ионический храм, посвященный богине Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею и названный в его честь Эрехтейон. По легенде, именно здесь состоялся спор между Афиной и Посейдоном за право владеть Аттикой.

Композиция этого храма очень сложна. Он выстроен на неровной поверхности скалистого склона, имеет три совершенно различных по размеру и форме портика. С какой бы стороны мы ни подходили к этому храму, отовсюду он встречает нас новой, неожиданной композицией фасада, асимметрией углов. В одном из них роль колонн выполняют коры – фигуры девушек. Это знаменитый портик кариатид.

Статуи кариатид органично сочетаются с архитектурой. Они выполняют конструктивную роль, заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятся на фоне мраморной стены храма. Ниспадающие складки их одежд напоминают каннелюры колонн. Кажется, что они медленно движутся навстречу Парфенону.

Противопоставление изящного, лирического Эрехтейона и мужественного, парадного Парфенона является одной из самых ярких черт композиционного решения ансамбля.

На Акрополе всегда много туристов, которые стараются прихватить в качестве сувенира кусочек мрамора. Как рассказывают экскурсоводы, чтобы туристы не растаскивали на сувениры камни со священного Акрополя и Парфенона, каждую ночь сюда привозят камни из каменоломни и разбрасывают на площадке Акрополя.

Но вот садится солнце, и наступает теплая южная ночь. Множеством огней освещается город богини Афины и ее сердце – Акрополь. Словно огромный корабль парит над Акрополем его главный храм – Парфенон.

Заканчивается наше виртуальное путешествие. Надеюсь, оно станет началом вашего знакомства с жемчужиной мировой культуры. Ведь афинский Акрополь на протяжении многих веков, являясь «недосягаемым образцом», волнует и притягивает к себе людей. Послушайте, что написал известный русский поэт и литературный критик Дмитрий Мережковский после посещения Греции:

«Я взглянул, увидел все сразу и сразу понял – сказы Акрополя, Парфенон, Пропилеи – и почувствовал то, что не забуду до самой смерти… В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое дает красота… Мне показалось, что все мое прошлое, все прошлое человечества, все двадцать болезненных веков, мятущихся и скорбных веков остались там, позади, и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя… Только здесь, в Акрополе, понимаешь, что значит дух свободного, великого народа».

3. РАБОТА ДЕТЕЙ В ГРУППАХ (по 4–7 человек)

Игровая форма проверки и закрепления пройденного

Для групповой работы класс делится на несколько групп. Каждая команда выбирает капитана и название для своей команды.

Два человека должны войти в судейскую коллегию для объективной оценки коллективной работы команд.

Задание 1.
«Праздник Великих Панафиней»

Командам раздаются карточки с рисунком-реконструкцией Акрополя, основные памятники которого отмечены цифрами. Ребята должны показать на рисунке стрелками направление движения процессии во время праздника Великих Панафиней и написать (или сказать) названия отмеченных на рисунке памятников. Здесь и далее за каждый правильный ответ — 1 балл.

Задание 2.
«Фотографии с Акрополя»

Командам раздается план Акрополя, на котором обозначены точки, с которых путешественник сделал фотографии. Каждая команда получает одинаковое количество карточек с фотографиями. Задача заключается в том, чтобы определить, с каких точек сделаны эти фотографии.

Задание 3.
«Характеристика архитектуры Акрополя»

Командам раздаются карточки, в которых даны характеристики различных архитектурных памятников. Необходимо выбрать те, которые соответствуют архитектуре афинского Акрополя. Команды по очереди называют по одной характеристике.

На столе каждой команды – подготовленная заранее учителем подборка с отрывками из литературных и искусствоведческих статей об Акрополе. Участники команды должны аргументировать свой выбор, используя высказывания известных искусствоведов.

Задание 4.
«Диспут знатоков»

Капитаны команд вытаскивают карточки, в которых даны вопросы и задания. Отвечая на них, учащиеся должны аргументировать свой ответ и уметь отстоять свою точку зрения против оппонентов из другой команды.

Задание 5.
«Угадайка»

Задание построено по принципу известной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером». Отвечая на вопросы, ребята должны выбрать правильный ответ из трех или четырех предложенных.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Судейская коллегия подсчитывает итоги игры и называет победившую команду, которая награждается призами, заранее подготовленными учителем и родителями.

Вопросы учителя

Планируемые ответы учащихся

ПОВТОРЕНИЕ

Беседа учителя с классом

1. Как дословно переводится слово «ордер»? Порядок
2. Порядок в чем или между чем и чем? Между несущими и несомыми частями
3. Какие три ордера были созданы в Древней Греции? Дорический, ионический и коринфский
4. Что относится к несущим конструкциям, а что к несомым? Несущая часть – колонна; несомая – антаблемент.
5. Из каких элементов состоит колонна, а из каких антаблемент? Колонна – из ствола, капители и базы, а антаблемент – из архитрава, фриза и карниза.
6. С какой фигурой ассоциировалась дорическая колонна, а с какой – ионическая? Дорическая колонна – с мужской фигурой, а ионическая – с женской
7. В каких сооружениях древние греки использовали ордер? В храме – жилище бога.
8. Как называется треугольная вставка между скатами крыш в греческих храмах? Фронтон (он часто украшался рельефом).

2. НОВАЯ ТЕМА

Рассказ учителя

1. Как называется центральная укрепленная часть в русских городах? Кремль, он есть не только в Москве, но и в других городах
2. Как вы думаете, почему храм Парфенон, посвященный богине, выполнен не в ионическом, а в дорическом ордере? Афина – мужественная богиня справедливой войны. Ее уважал и боялся даже сам Зевс
3. Какие боги, по легенде, спорили за право господства над Аттикой? Афина и Посейдон
4. Какие дары принесли Афина и Посейдон? Посейдон высек из скалы соленый источник, а Афина подарила оливковое дерево.