Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

 

н а ч и н а я  с  х х  в е к а

Павел СУРКОВ

БАНАЛЬНОСТЬ, ВОЗВЕДЕННАЯ В РАНГ ИСКУССТВА

Продолжая разговор о поп-арте и наиболее известных его представителях (см. «Искусство» № 24/04), нельзя не упомянуть Энди Уорхола. Не будет преувеличением сказать, что он самый известный в Европе американский художник. Благодаря Уорхолу Нью-Йорк превратился в столицу художников, затмив даже Париж, а занятия искусством приобрели в США оттенок престижности.

ПОРТРЕТ ПИВА

Возможно, Уорхол был одним из тех, кто придал Америке ее современный образ, ничего при этом не изменив, не тронув ни единой детали. Изображая свою Америку, он не столько создавал новую реальность, сколько воссоздавал уже существующую.

Революционным было не искусство Уорхола, а его отношение к искусству.

Придя в искусство из рекламы, он понимал, что она стала для современного западного человека неким повседневным, а значит, привычным жизненным фоном. Человек воспринимает рекламу, не замечая ее. Понимание этого дало Уорхолу и некоторым другим художникам возможность обнаружить, что новое искусство, которое пытались создать абстракционисты, уже существует — это реклама. Оставалось только придать ей статус искусства... и Уорхол рисует банку супа «Кэмпбелл».

Критики пытались найти объяснение открытию Уорхола, основываясь на старой эстетической системе. Они хотели видеть в его банке супа издевательский вызов потребительскому обществу. Им казалось, что Уорхол ищет некий трагический символ, чтобы подчеркнуть бездушность массовой культуры, что, вешая ярлык «высокое искусство» на рекламный продукт, он призывает человечество опомниться. От чего только?..

Уорхол не собирался делать ничего подобного.

На выставке в галерее Хьюго (Hugo Gallery) в Нью-Йорке один критик язвительно сказал художнику: «Если можно нарисовать рекламу супа, то почему бы не нарисовать и рекламу пива?» Уорхол немедленно с ним согласился, и на следующий день экспозиция была дополнена «портретом» банки пива. Другой критик заявил, что таким искусством может заниматься любой. Уорхол подтвердил и это, сказав, что когда-нибудь любой сможет стать знаменитым хотя бы на 15 минут.

МЭРИЛИН

В 1962-м Уорхол создает ставшее каноническим изображение Мэрилин Монро.

Один из критиков сказал, что портрет Мэрилин — это Джоконда XX века. В случае с Энди Уорхолом это действительно так: его Мэрилин стала символом популярности, точнее — одним из символов. «Одним из», поскольку популярность также была поставлена на поток, Голливуд в совершенстве освоил конвейерное производство «божеств» для массового зрителя.

Наверное, поэтому у Уорхола появляется серия шелкографий «25 Мэрилин» и «Губы Мэрилин Монро», где образы повторяются.

В своем творчестве Энди Уорхол снимает проблему критерия, уничтожая эстетическую иерархию. Он выхватывает из окружающей его действительности самые распространенные стереотипы. Мэрилин — та же рекламная картинка, выбор которой обусловлен не столько личным отношением художника, сколько общественным спросом.

Когда-то Томас Манн написал: «Искусство окажется в полном одиночестве, одиночестве предсмертном, если оно не найдет пути к народу, то есть к массам». Ну а поскольку массы требовали заменить Джоконду Мэрилин (даже не то чтобы требовали, замещение произошло само собой), Уорхол так и сделал. И все оказались довольны — искусство нашло дорогу к массам.

Уорхол дорогу эту расчистил, а сами массы получили удовольствие, больше того — назвали новую работу шедевром. Художник всего лишь использовал стереотипы общественного сознания, сделавшего образ Мэрилин Монро своеобразной иконой, если угодно — образцом женской привлекательности. И никому не было никакого дела до неудавшейся личной жизни, депрессии и частых нервных срывов Нормы Джин Бейкер Мортинсон. Массовый зритель, или, как говорил Уорхол, «потребитель», видел лишь «красивую маску наподобие венецианской», слепленную из денежного благополучия, популярности и внешней привлекательности.

В серии шелкографических портретов Уорхол попробовал показать те главные черты массового сознания, которые растекаются по всему миру, не обращая внимания на границы. И, возможно, именно поэтому банальность, возведенная Уорхолом в ранг искусства, являясь приметой времени, а не пространства, и по сей день пользуется огромной популярностью.

Статья опубликована при поддержке компании "Проявление", занимающейся изготовлением и продажей светодиодной рекламной продукции, а также рекламным оформлением фасадов и мест продаж. Область применения предлагаемых компанией светодиодных конструкций, "бегущих строк" и полноценных светодиодных экранов весбма обширна. Это и ценовая стела АЗС, и маршрутный указатель, и табло курсов валют и ценовое табло для бистро. Специалисты из компании "Проявление" могут сделать так, чтобы ваш магазин, кафе или офис не затерялись среди себе подобных на улицах мегаполиса, были видны издалека, привлекали к себе внимание, а вывеска или рекламная стойка являлись бы не просто табличкой или щитом с информацией, а интересным элементом оформления и частью фирменного стиля вашего предприятия. Команда высококвалифицированных проектировщиков, дизайнеров, технологов и монтажников, а также собственная производственная база – гарантия того, что рекламные конструкции любой сложности будут изготовлены и установлены в кратчайшие сроки, по минимальным ценам и с высочайшим качеством. Подробную информацию об услугах, оказываемых компаний можно получить на сайте proyavlenie.ru.

БИОГРАФИЯ

Настоящее имя – Эндрю Уорхола (Andrew Warhola), художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер и писатель.

Родился в 1930 г. в Питтсбурге, в семье словацких эмигрантов. Его отец умер, когда мальчику было 13 лет.

Изучал дизайн, историю искусств, психологию и социологию в Технологическом институте Питтсбурга. В 1949 г. по окончании института переехал в Нью-Йорк, где работал художником-иллюстратором в журналах «Vogue» и «Harpar’s Bazaar». Работа в журналах и реклама обувной компании Миллера принесла Энди Уорхолу небывалый успех. В Нью-Йорке в 1952–1956 гг. состоялось три выставки его работ.

Однако в середине 50-х Уорхол возвращается к станковой живописи. Использовав рекламные образы, он создает работы, которые стали классикой поп-арта: «Кока-кола» (1960), «Консервные банки с супом «Кэмпбелл» (1960–1962) и многое другое.

Желая подчеркнуть, что он не только копирует продукты массового потребления, но и сам создает их, Уорхол организует «Фабрику» (The Factory) — мастерскую, тиражировавшую идеи своего создателя. Художник выпускает целую серию работ, выполненных в технике шелкографии: портреты поп-звезд и известных политиков — Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Элизабет Тэйлор, Мао Цзэдуна и даже изображение двухдолларовой банкноты.

Только за два года (62–64) было создано более двух тысяч работ. В период с 1963 по 1972 г. он снял более 60 авангардных фильмов, наиболее известными из которых стали «Сон» (1963) и «Эмпайр» (1964). В последнем фильме вообще отсутствует какой-либо сюжет — камера на протяжении восьми часов фиксирует фасад нью-йоркского небоскреба.

В июле 1986 г. Валери Соланис, одна из работниц «Фабрики», дважды выстрелила в Уорхола. При аресте она объяснила, что покушение было своего рода «актом освобождения», т.к., по словам девушки, Уорхол «оказывал слишком большое влияние» на ее жизнь.

Это покушение сильно изменило отношение Уорхола к своему творчеству. Теперь он создает единичные нетиражные портреты — Мика Джаггера, Майкла Джексона, Бриджит Бардо.

В 1969 г. он открывает ночной клуб, начинает издавать журнал «Интервью» (Interview), в одном из первых номеров которого было опубликовано интервью, взятое им у Альфреда Хичкока. Оформляет обложки альбомов для рок-групп (The Rolling Stones и Velvet Underground).

В начале 70-х пишет книгу «Философия Энди Уорхола» (The philosophy of Andy Warhol) основная мысль которой заключается в том, что искусство — это процесс зарабатывания денег.

Умер Энди Уорхол в феврале 1987 г., а в 1994-м в его родном городе открылся музей художника (Andy Warhol Museum, Pittsburgh, st. Pennsylvania).

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКЕ МХК

Начать урок можно с разговора о том, почему традиционное искусство и профессия художника стали после Уорхола не менее престижны, чем прибыльные профессии адвоката, экономиста. Что именно заставило практичную Америку сделать уступку в этом вопросе? Может быть, дело здесь в отношении Уорхола к своему творчеству как к некоему удачному коммерческому предприятию или есть еще какая-то причина?

Интересным может оказаться разговор о том, является ли изображение Мэрилин Монро в прямом смысле портретом, что традиционно принято называть портретом. Затроньте вопрос о личности модели, расскажите о жизни Монро, подумайте вместе с классом о том, зачем актеры берут псевдонимы. Продолжить разговор поможет цветовое решение портретов. Многие критики видят в намеренно кричащих красках, использовавшихся Уорхолом, некое закодированное в цвете послание. Попробуйте разобраться, так ли это на самом деле?

Поскольку Энди Уорхол считается одним из основоположников поп-арта, вполне логично будет обсудить, в чем особенность этого художественного течения, какие манифесты выдвигали художники этого направления. Сравните творчество Уорхола и Джаспера Джонса. Что общего в работах этих художников? Есть ли различия? Чем отличается их подход к изображаемым предметам?

В статье об Эдварде Хоппере («Искусство», № 22/04) говорилось о проблеме одиночества человека, живущего в большом городе, о незримых стенах социальных и даже этнических установок, мешающих индивиду. Совершенно по-другому относится к обществу и его составляющим Уорхол. Подумайте, почему?

Попробуйте сравнить хопперовских «Полуночников» (№22/04) и «Мэрилин» Уорхола. В этих совершенно разных по технике исполнения и содержанию картинах есть много общего. На обеих изображены одинокие люди, одинокие по-разному, но от этого не менее несчастные.

Уместно будет поговорить здесь о проблеме известности. С одной стороны, культовая фигура Мэрилин была окружена вниманием, даже чрезмерным, а с другой стороны — девушка Норма Джин Бейкер была совершенно одинока, жизнь ее была далека от экранных приключений, а казавшаяся такой желанной слава стала слишком тяжким бременем. Прекрасно проиллюстрируют ваш разговор киноантология «Мэрилин» (1963), посвященная жизни и творчеству актрисы, и биографический фильм «Норма Джин и Мэрилин» (1985).

И раз уж речь зашла о кино, не пожалейте времени и найдите последний фильм с участием Монро «Неприкаянные» (1960). В нем есть масса сюжетов для разговора об известности, об иллюзорности славы и одиночестве.