Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

р е п о р т а ж

 

Марк САРТАН

ФОРМУЛА ФОРУМА

no20_32.jpg (231315 bytes)

«Искусство объединяет, учит, воспитывает» – под таким лозунгом 22—24 сентября в Чебоксарах прошел Всероссийский научно-практический форум

 Надо сразу сказать, что организаторам удалось выбрать очень удачное место для проведения форума. Конечно, мне, столичному гостю, сравнивать не с чем: всех «площадок» в Чебоксарах я не знаю, но уверен, что с атмосферой городского Дворца детского и юношеского творчества мало что могло бы соперничать.

Уже на улице нас встречал Образцовый коллектив духового оркестра, так что праздничное настроение задавалось еще на подходе к зданию. Но музыка не была лишь фоном, слаженности и выразительности детского оркестра могли бы позавидовать многие взрослые. Юные музыканты играли с таким удовольствием и самоотдачей, что собрали около себя, прямо на крыльце, аудиторию восторженных слушателей.

Внутри Дворца творчества все соответствовало настрою, заданному при входе. Замечательные выставки детских работ — от соломки до судомоделизма, казалось бы, безмолвно взывали: посмотрите на нас, посмотрите, какие у нас замечательные авторы, и не говорите больше, что современные дети ничем не интересуются, а только колются по подвалам.

Почему-то каждый раз, когда я вижу подобные выставки, когда оказываюсь среди множества детей и подростков, озабоченно спешащих на очередное занятие (добровольное и не всегда бесплатное!), когда слышу распевку хора из-за прикрытой двери репетиционного зала, мне хочется привести с собой за руку тех кликуш, которые с высоких трибун и голубых экранов истерически кричат о вырождении нации и бездуховности молодежи. Но нет, не идут они в Чебоксарский городской ДДЮТ, предпочитая закулисные фуршеты в кругу единомышленников по президиуму...

Впрочем, я отвлекся, извините. Вернемся к форуму.

Официальная часть началась с традиционных приветствий. Руководители и начальники разных рангов желали участникам форума успешной работы и на все лады обыгрывали его название. Лишь представитель Министерства образования Чувашской республики не изменила традиции превращать любое выступление в отчет об успешной деятельности и в качестве приветствия добрых пятнадцать минут рассказывала о достижениях этого учреждения за минувший период.

Традиции были соблюдены и при проведении пленарной части заседания, которая представляла собой, как обычно, последовательность докладов разной степени внятности. Я бы отметил прежде всего доклад профессора Людмилы Кузнецовой «Искусство как фактор национальной идентификации». По ее словам, эстетическое своеобразие национального искусства не говорит об обособленности. Более того, поскольку разнообразие интерпретаций обогащает, нельзя увлекаться объединительными процессами в искусстве, иначе оно потеряет часть своего богатства. «Национальное искусство — это наше лицо, потому что больше ни у кого такого нет», — считает Людмила Кузнецова, и мы, по здравом размышлении, не можем с ней не согласиться.

Как обычно на подобных встречах, самой интересной была работа по секциям. Организаторы построили эту часть в виде мастер-классов, что позволило гармонично сочетать передачу опыта ведущими и активную работу остальных участников.

Как вы понимаете, такая форма проведения не дает мне возможности последовательно описать все мастер-классы, поскольку я успел побывать только на некоторых. Но из бесед с участниками, изучения программы и собственного опыта сложилось некоторое общее впечатление, впрочем, на всю полноту картины я не претендую.

В программе форума как в капле воды отразилось то многогранное понимание слова «искусство», которое существует в сегодняшней школе.

Во-первых, это многострадальный предмет «Мировая художественная культура», стремящийся приобщить детей к пониманию прежде всего изобразительного искусства. На форуме несколько мастер-классов были посвящены именно преподаванию МХК, хотя совсем не в традиционном для школы стиле: лекция—домашнее задание— контрольная работа.

 Во-вторых, это художественное творчество, формально присутствующее в школьной программе только в виде рисования, но в реальности имеющее весьма разнообразные формы выражения — от упомянутой уже соломки до кукол и керамики.

В-третьих, это арт-терапия, официально в школе не признанная и не упомянутая, кажется, ни в одном нормативном документе. Тем не менее это весьма популярное направление деятельности на стыке искусства и психологии имеет множество сторонников и поклонников, что и обусловило появление в программе форума множества мастер-классов арт-терапевтической направленности.

И, наконец, в четвертых, — это музыка, своевольная наша коллега, так и норовящая вылезти из тесных рамок образовательной области «Искусство» и обрести самостоятельное существование в школе. В программу форума, за единственным исключением, музыка тоже попасть не пожелала.

 Надо отдать должное руководителю проекта, доценту кафедры педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Наталье Сергеевой, директору чебоксарского Дворца детского и юношеского творчества Галине Петровой и помогавшим им коллегам: все мероприятия, заезды-выезды, регистрация и питание, доклады и мастер-классы были организованы так четко, что все, казалось, шло само собой. На мой взгляд, это высшая похвала организаторам.

В результате им удалось воплотить в жизнь заглавную формулу форума, и искусство объединило всех. Насколько мне известно, это первое в истории мероприятие, собравшее под одной крышей представителей столь разных направлений. Арт-терапевтические конференции известны, о художественном творчестве и МХК тоже говорят регулярно, но вот собраться вместе раньше не удавалось. А предмет для разговора имеется.

Оттого и тема: «На следующий год в Чебоксарах…» звучала постоянно — то в виде просьб участников, то в виде чиновничьих обещаний с трибуны. Будем надеяться, не пустых.

А если в качестве заключения нужно найти основную мысль, пронизавшую все мероприятия, то я бы взял ее из доклада все той же Людмилы Кузнецовой:

«Школа обычно настраивает детей на усвоение информации по принципу «быстрей-быстрей». А искусство призывает остановиться, вглядеться, вслушаться, закрыть глаза и вчувствоваться в себя...»