Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

wpe181.jpg (2335 bytes)

 

 

Елена Рачеева

Старая пинакотека в Мюнхене

Рафаэль. Мадонна Темпи. Ок. 1507

 

Древняя столица Баварии – город вековой культуры и бесчисленных художественных сокровищ, хранящихся во множестве ее дворцов и музеев. Без поражающих красот Мюнхена, его особой атмосферы почитания искусств и наук трудно представить романтический дух Германии, понять ее просвещенное могущество прошлого и настоящего.

Своим возникновением Старая пинакотека в Мюнхене обязана правителям Баварии из рода Виттельсбахов, а также их пфальцским наследникам – страстным коллекционерам, прослывшим тонкими ценителями искусств. Они азартно скупали картины великих мастеров, роскошные ювелирные изделия, бронзу, мебель и дивные произведения прикладного искусства. Их великолепная коллекция, ставшая значительным художественным собранием Европы с немалым количеством шедевров, ныне составляет самую знаменитую большую часть Баварских государственных собраний.

Первым обратился к коллекционированию герцог баварский Вильгельм IV (правил в 1508–1550). Среди его приобретений были живописные полотна кисти крупнейших мастеров того времени — Ханса Буркмайра, Бартеля Бехама, Йорга Брейя, Альбрехта Альтдорфера, чья грандиозная «Битва Александра Македонского с Дарием при Иссе» стала самой эффектной в этой коллекции.

Один из самых могущественных князей Баварии курфюрст Максимилиан I (правил 1597–1651) пополнил коллекцию рядом впечатляющих полотен великого фламандца Питера Пауля Рубенса: «Охота на львов», «Охота на бегемотов» и другими превосходными работами. Роскошь его двора могла соперничать тогда лишь с одним знаменитым меценатом Европы и большим знатоком искусств императором Рудольфом II Габсбургом (1552–1612). Оба правителя более всего увлекались творениями Альбрехта Дюрера и не раз оказывались соперниками при приобретении его картин. Поэтому многие известные шедевры гениального мастера немецкого Возрождения оказались именно в этих двух собраниях Европы.

Тем не менее история великолепного баварского собрания отмечена не только счастливыми страницами. Оно испытало всевозможные злоключения и горькие утраты. Не раз вторгавшиеся на немецкие земли завоеватели в качестве военной добычи увозили лучшие произведения искусства. Некоторые из них бесследно исчезали, другие оседали во дворцах и музеях европейских столиц. Так, в 1632 г., в период опустошительной Тридцатилетней войны (1618 – 1648), шведы, захватившие Мюнхен, разграбили богатый город. Часть картин баварского собрания оказалась в коллекции знаменитой королевы Христины. Кстати, такая же участь позднее постигла и многие шедевры из дворцов Рудольфа II. Похищались картины из Мюнхена и позднее, в эпоху победоносных походов Наполеона.

Превратности судьбы лишь приостановили на время рост собрания, но не охладили целеустремленной энергии Виттельсбахов. Их собрание богатело и к концу XVII в. считалось уже одним из лучших в Европе. Увлекавшийся главным образом живописью барокко курфюрст Максимилиан Эмануэль (правил 1679–1726) потратил весьма значительные средства на приобретение у авторитетного антверпенского антиквара Гильберта ван Колена ста пяти картин, среди которых находилось двенадцать великолепных работ Рубенса, шедевры Ван Дейка, первоклассные полотна Браувера, Клода Лоррена и других известных художников.

Расширение картинной галереи, обогащение ее новыми поступлениями повлекло за собой строительство специального помещения в замке Шлейсхейм. Здесь, в Большой галерее, выставили наиболее ценные полотна, но и остальные залы и кабинеты замка были также обильно заполнены картинами и выдающимися художественными произведениями.

В 1729 г. сокровища баварского собрания постигло еще одно бедствие. Во время пожара погибло несколько уникальных раритетов, среди которых оказались деревянная створка алтаря Дюрера и полотно Рафаэля.

Последующая, с конца XVII в., история картинной галереи уже связана с новой ветвью немецких князей – пфальцской. По приказу курфюрста Иоганна Вильгельма (правил 1690–1716) eго вездесущие агенты активно приобретали произведения искусства по всей Европе. В период его правления собрание обогатилось работами Рубенса, Рафаэля, Андреа дель Сарто.

Во второй половине XVIII в. произошла новая трансформация собрания – несколько художественных коллекций баварских и пфальцских князей были слиты воедино, а позднее, когда Бавария стала королевством в 1806 г., к ним присоединили и значительную Дюссельдорфскую галерею.

С именем Карла Теодора Пфальцского (правил 1777–1799) связано строительство нового музейного здания, предназначавшегося исключительно для этой коллекции, – Галереи курфюрстов в дворцовом парке Мюнхена. Здесь, в блестящей резиденции княжества, а с 1806 г. королевства, уже можно было увидеть большую часть собрания нынешнего музея. Картины, стекавшиеся сюда в ходе продолжающегося объединения различных галерей (Мангеймской, Цвейбрюккенской), а также конфискации в 1803 г. имущества баварских церквей и монастырей, как правило, были первоклассного качества и отбирались с помощью знатоков и видных консультантов. Именно в это время, в 1827 г., король Людвиг I (правил 1825–1848) приобрел бесценное кельнское собрание братьев Буассере, которое составляли утонченные, изумительные по тонкости живописи произведения ранних нидерландцев и старых немцев – Рогира ван дер Вейдена, Мемлинга, Дюрера, Альтдорфера и других; годом позднее – изумительное собрание князей Эттинген-Валлерштейн. Итогом его долгих и упорных переговоров с флорентийским семейством Темпи стало приобретение в 1829 г. «Мадонны Темпи» Рафаэля. Однако все эти радения щедрого короля-мецената не ограничились расширением фондов собрания.

По его приказу в 1826–1836 гг. было возведено новое достойное пинакотеки здание. Его строительством руководил Лео фон Кленце (к слову сказать, позднее сооружавший здание Нового Эрмитажа в Петербурге). В 1836 г. музей, в котором Старая пинакотека размещается по сей день, был передан общественности, а ее шедевры предстали для широкой публики.

Фонды баварского собрания активно пополнялись и в последующие годы – средств не жалели. В этом отношении значительную роль сыграл в начале XX столетия выдающийся немецкий ученый Гуго фон Штуди: с его помощью в собрание попали работы Эль Греко, Франсиско Гойи, Франческо Гварди и других крупных мастеров.

Немало картин французской и голландских школ пополнили коллекцию галереи и благодаря содействию «Общества покровителей Старой пинакотеки» и таких влиятельных меценатов, как Баварские банки. Отдельные шедевры дарили и частные лица.

Наиболее значительный и впечатляющий раздел в мюнхенском музее – немецкая живопись. Эта коллекция начинается с работ средневековых художников и заканчивается произведениями рубежа XVIII – начала XIX века. Так, один из самых лучших мастеров кельнской школы Стефан Лохнер, некоторое время живший в Нидерландах, представлен неповторимым по своему очарованию маленьким домашним алтарем «Поклонение младенцу Христу» (ок. 1445), типичным для Германии той эпохи. Евангельская сцена в его интерпретации – трогательное поэтическое зрелище. Хрупкая юная Мадонна преисполнена нежным светлым чувством, увлекающим созерцающего эту сцену в особый, прекрасный и чистый мир молитвенного состояния. Тщательно, с любовью передана каждая деталь алтаря: крошечный младенец, поющие ангелочки, хлев, в котором происходит поклонение. Картина завораживает звучным сиянием красок – лазури и золота, кажется, преображающих все в волшебное видение.

Среди работ великого основателя немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера выделяются написанные на дереве «Четыре апостола» (1526) — своего рода духовное завещание мастера. В монументальных фигурах Иоанна и Петра (на левой створке) и Марка и Павла (на правой) воплощены размышления художника о мире, о вере, о человеке. Внизу картины помещены цитаты с изречениями каждого из них. В этих тщательно отобранных строках евангелистов – предостережения от человеческих заблуждениях, от слов лжепророков и пагубных истин. Суровые и величественные образы апостолов олицетворяют уверенных в себе, в своем интеллекте людей бурной эпохи Реформации, пробудившей огромную внутреннюю энергию.

Не менее яркой фигурой эпохи стал Маттиас Готхард Нитхард, прозванный Грюневальд, знаменитый автор «Изенгеймского алтаря» – шедевра немецкой религиозной живописи и других бессмертных творений, восхищавших еще его современников. «Встреча св. Эразма и св. Маврикия» (1514–1525) трактована как праздничное, торжественное событие. В композиции этого алтарного образа великолепно проявился высочайший колористический дар мастера. Живопись отличается сияющим цветом и богатством красок, подчеркивающих красоту каждого предмета: мерцание драгоценных камней, блеск лат, роскошное облачение прелата.

Блестящим мастером северного Возрождения, принадлежавшим к так называемой Дунайской школе, был Альбрехт Альтдорфер. Необычайное обаяние живописи этого австрийского художника заключено в его восторженном восхищении красотой окружающего, похожего на сказку мира. Такова его созерцательно-мечтательная «История Сусанны» (1526) и пейзажи, составляющие гордость музея. Картины Альтдорфера полны таинственной жизни. Они озарены какой-то внутренней радостью, исходящей из очарования поистине волшебной природы Альп – дремучих лесов, мерцающих горных цепей, старых замков и причудливых городов. Но художник писал не только тонкие меланхолические пейзажи и сцены. В его работах нередко появлялась могучая природа, обретающая поистине вселенский размах. Драматизмом космических коллизий и грандиозностью происходящего захватывает ирреальный мир «Битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе» (1529).

Альбрехт Дюрер. Четыре апостола. 1526

Среди шедевров итальянской живописи в Мюнхенской пинакотеке, бесспорно, выделяется любимая картина Людвига I «Мадонна Темпи» (ок. 1507), выполненная еще совсем молодым Рафаэлем.

Среди многочисленных мадонн урбинского мастера мюнхенская обладает удивительной непосредственностью и искренностью чувств. Художнику удалось передать и жизненную конкретность происходящего, и радость чувства матери.

В итальянских залах пинакотеки можно увидеть и творения поэтичного и мечтательно-грустного Сандро Боттичелли, среди которых знаменитое «Оплакивание Христа» с его необычной для мастера экспрессией и трагизмом.

Целый зал музея, впечатляющий обилием грандиозных картин с эпическим размахом, посвящен творчеству Питера Рубенса. Бравурные, парадные полотна великого фламандца определили характер и моду целой эпохи в европейском искусстве – эстетические нормы живописи барокко с ее эффектной декоративностью, драматизмом, упоением чувственными радостями жизни и откровенной эротикой. Парадный портрет «Елены Фоурман в свадебном платье» (1630) – один из лучших в этой коллекции.

К шедеврам коллекции музея, бесспорно, принадлежит великолепное полотно «Снятие одежд с Христа» великого Эль Греко, творческая индивидуальность которого отмечена неистовой духовной энергией, преображающей все земное в некую вселенскую драму – отзвук мистического бытия.

Коллекции испанской живописи принадлежит и блистательный «Портрет Марии Терезии де Вальябрига» (1783), созданный великим Гойей. Картина написана в первый период расцвета творчества художника. В гордых, темпераментных образах своих современников художник воплотил прекрасные, возвышенные черты личности человека.

Мария Терезия родом из старинной арагонской семьи, была выдана замуж за брата испанского короля Карла III инфанта Луиса Антонио Бурбона. Она изображена в рост. Спокойно, открыто, несколько сдержанно смотрит юная испанка на зрителя, но художник угадывает и другое – романтическое волнение души, глубину и насыщенность чувств своей модели. Весь облик изображенной, изысканное, нарядное и одновременно строгое платье, исполненная гордого достоинства поза становятся олицетворением национальной красоты и грации. Отказавшись от внешних эффектов, Гойя добился необычайной выразительности женского образа.

Самый известный художник Франции XVIII в. Франсуа Буше имел огромный успех у современников, и потому в пинакотеку попало одно из самых эффектных его полотен — «Мадам де Помпадур» (1756).

Фаворитка Людовика XV Мадам де Помпадур не раз протежировала художнику – не случайно он стал первым живописцем короля. Буше писал ее не менее шести раз. Этот портрет, созданный когда автор был уже в зените славы, – своего рода образец парадного портрета рококо, его непринужденной легкости, утонченной чувственности и яркой праздничности.

Старая мюнхенская пинакотека – это огромные художественные ценности с немалым числом шедевров. Ее экспозиция по традиции строится по хронологическому принципу и национальным школам. Собрание во многом отражает вкусы его венценосных основателей, однако пополнение его продолжается и сегодня, превращая музей в своеобразный памятник многовекового страстного коллекционирования.