Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2004

ТЕТ-А-ТЕТ
Н Е Т Р А Д И Ц И О Н Ы Й  У Р О К

 

Майя КАРАПЕТЯН,
преподаватель истории искусств ГОУ № 1674

Триумфальная арка
Арка Тита в Риме. 80–85

Этот урок-спектакль Майя Карапетян проводит со своими семилетними учениками при изучении искусства Древнего Рима. Такие небольшие спектакли она считает лучшей формой «погружения в тему». В «Искусстве» были опубликованы еще четыре мини-пьесы М.Карапетян (№ 10/03 и № 9/04). Мы считаем, что подобная методика преподавания основ искусства с помощью искусства (в данном случае – театрального) очень плодотворна. Давая знания о великих творцах и творчестве, развивать в детях дух творчества – в этом видит М.Карапетян одну из важнейших задач своей работы с самыми маленькими учениками (от 5 до 9 лет). Ее «История искусств для малышей» вышла в издательстве «Первое сентября» в 2001 г. Сейчас у нее постепенно собирается новая книга, которая включит в себя написанные ею – опять-таки для малышей – короткие пьесы для уроков по истории искусства. Надеемся, что этот сборник тоже увидит свет.

Улица Древнего Рима. Пять человек остановились возле площади. Это обычные древнеримские дети.
Первый. Фу ты, какая жарища! А все еще только начинается.
Второй и третий. Как, только начинается?
Четвертый. Вы что, приезжие?
Второй. Да.
Четвертый. Сегодня особый день.
Второй. Да, так повезло: император возвращается с войны. И я это вижу – подумать только!
Третий. Ведь такое, наверное, раз в сто лет бывает!
Первый. Да вы что! У нашего императора что ни год, то победа.
Пятый. И Египет, и Палестина теперь Риму подчиняются.
Второй. Да… Но сегодня, верно, какая-то особенная победа. Несут и несут трофеи.
Третий. Ага, я пробовал считать, да сбился. А блестят как…
Первый. Еще бы: золото, серебро, драгоценные камни, шелк. Этого после войны всегда навалом.
Пятый. Но это не самое ценное.
Второй. Что же еще?
Пятый. А вон, посмотрите. Видите?
Второй. Кто это?
Четвертый. Вожди завоеванной страны.
Второй. Им трудно идти.
Третий. Руки и ноги в цепях.
Первый. Что же их, на парадных носилках нести? Нет, проиграли – значит, всё! Их теперь продавать будут.
Четвертый. Они дорого стоят.
Первый. Такого раба каждый хочет – вон какие здоровые.
Пятый. Вчера еще во дворцах сидели, а сегодня тихие идут, головы вниз.
Второй. Мне жалко их.
Первый. Ты что-то не то говоришь… Виват! Виват!
Третий. Всемогущие боги, что случилось?
Пятый. Не видите, что ли? Император! Виват!
Второй. Где?
Четвертый. Да вы не туда смотрите.
Первый. Он всегда за пленными едет. Виват!
Пятый. На колеснице, в красном плаще!
Второй. А за ним кто?
Пятый. Его воины.
Первый. Виват!
Третий. Чего ты все кричишь?
Первый. И ты кричи. Это же триумф.
Второй. Что?
Четвертый. Триумф, торжество.
Пятый. И скоро памятник поставят.
Второй. Кому?
Первый. Да не тебе же. Императору, конечно.
Четвертый. Его триумфу сегодняшнему.
Третий. А как это – памятник триумфу?
Первый. А так. Триумфальная арка называется.
Пятый. Каменные ворота поставят, красивые, на этой площади.
Четвертый. А может, не на этой, а на другой, по которой император прошел.
Первый. Может, и на другой.
Пятый. Арку скульптурами украсят. Там и император будет, и богиня победы.
Четвертый. Да, Виктория. Она обычно наверху арки бывает. Потому что это памятник победы.
Второй. Памятник победы…
Третий. Триумфальная арка – надо запомнить.