Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

я   и д у   н а   у р о к

 

Л. Терехова,
преподаватель литературы;
И. Королева,
преподаватель музыки;
Т. Кожевина,
преподаватель ИЗО
средней школы № 68
Нижняя Тура Свердловской обл.

 

«О край, которому подобных нет...»
Урок для 9 класса

Карл Брюллов. Соренто. Вид из окна мастерской. 1824

 

Ты предо мной, Италия моя,
Для счастья больше ничего не надо.
Джованни Боккаччо

 

Урок проводится в форме «литературной гостиной».

Ведущие:
Искусствовед – учитель ИЗО
Музыковед – учитель музыки
Литературовед – учитель литературы
Чтецы – заранее подготовленные ученики

 

 

Звучит итальянская и русская музыка в исполнении учеников и в записях. Читаются стихи итальянских и русских поэтов. На экран проецируются слайды с репродукций известных мастеров итальянской и русской живописи.

(На фоне «Итальянского каприччио» П.И. Чайковского идет рассказ; на экране – итальянские картины русских художников: Федора Матвеева, Сильвестра Щедрина, Александра Брюллова, Александра Иванова и др.)

Литературовед. Лазурное море, яркая зелень, раскаленное небо, ослепляющее так, будто из каждой его точки на землю, на море падает огненно-синий луч, вечные линии сияющих гор, возносящихся к небу, античные руины и словно сошедшие с картин дворцы... Это – Италия, земля древней культуры, ставшая для мира образом красоты.

 

1-й чтецМикеланджело. Пьета

Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой;
Где море теплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись;
Где пел Торквато величавый;
Где и теперь во мгле ночной
Адриатической волной
Повторены его октавы;
Где Рафаэль живописал;
Где в наши дни резец Кановы
Послушный мрамор оживлял,
И Байрон, мученик суровый,
Страдал, любил и проклинал?

Александр Пушкин

Искусствовед. «Волшебным краем, страной высоких вдохновений» назвал Италию Александр Сергеевич Пушкин. Именно здесь, в Италии, в ХIV–ХVI веках искусство достигло наибольшего расцвета. После схоластики и аскетизма Средневековья здесь начался удивительный взлет мировой культуры – эпоха Возрождения, возрождения в новых условиях античных идеалов гармонии и красоты.

В искусстве этой эпохи утверждалась вера в могущество творческих сил человека. Олицетворением главных ценностей итальянского Возрождения: интеллекта, гармонии, мощи – стали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

(На экране – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Афинская школа» Рафаэля, росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело.)

 

Литературовед. Поэзия Возрождения поражает глубиной, изяществом и утонченностью. Кто не слышал о прекрасной Лауре, воспетой Франческо Петраркой, о Беатриче, вдохновившей Данте Алигьери на «Божественную комедию», одну из самых великих книг, созданных человечеством. Прославленными мастерами любовных сонетов (новой стихотворной формы, появившейся в эпоху Возрождения) были Гвидо Кавальканти, Джованни Боккаччо и Никколо Макиавелли.

(На экране: «Мадонна со щегленком» Рафаэля; звучит лютневая музыка ХVI в., на ее фоне читаются стихи.)

 

2-й чтец

Свет вечной жизни – лицезренье Бога,
Не пожелаешь никаких прикрас,
Так счастлив я, Мадонна, видя Вас,
При том, что жизнь – лишь краткая дорога.

Каналетто. Буцинтавр причаливает к молу в день Вознесения. ок. 1730 -1735

Как никогда прекрасны вы, коль строго,
Коль беспристрастно судит этот глаз.
Как сладок моего блаженства час,
В сравненье с коим и мечта убога.

 

Он пролетит – и это не беда.
Чего желать? Кого-то кормят звуки,
Кого – растений сладкий аромат,
Кого – живит огонь, кого – вода,
А мне от них – ни радости, ни муки,
Мне образ ваш дороже всех услад!

Франческо Петрарка

(Демонстрируются слайды: «Женский портрет» («Лаура») Джорджоне, «Флора» Тициана, «Портрет дамы» Антонио Поллайоло.)

 

3-й чтецТициан. Флора. ок 1515

Красавиц обольстительные взоры,
Нарядных всадников блестящий строй,
Беседы о любви и птичьи хоры,
Корабль, бегущий по волне морской.
Прозрачность пред зарей, что вспыхнет скоро,
Снег, падающий тихо над землей,
Журчание ручья, лугов узоры,
Каменьев блеск в оправе золотой,
Что это все пред дивной красотою
И благородством госпожи моей?
Презренный тлен, не стоящий и взгляда!
Как перед небом меркнет все земное,
Так все, что видишь, меркнет перед ней,
Добру соединиться с ней – отрада.

Гвидо Кавальканти

(На экране – «Рождение Венеры» Боттичелли.)

 

4-й чтец

Джорджоне. Женский портрет ("Лаура") 1506На лодке госпожа моя каталась,
И не было вокруг быстрей челна,
И пела песню новую она,
Как только песня прежняя кончалась.

 

И лодка то у берега качалась,
То с берега была едва видна,
И среди стольких жен в тот день одна
Рожденною на небесах казалась.
Я видел – словно к чуду наших дней,
Исполненные чувством восхищенья,
Тянулись люди к ней со всех сторон.
И пробуждалися в душе моей все чувства,
Блаженство петь о том, как я влюблен.

Никколо Макиавелли

Музыковед. Тем, кто бывал в Италии, жизнь там казалась похожей на праздник. «Чудесная, милая страна очаровала меня своей великолепной природой и веселостью ее жителей», – писал великий русский певец Федор Иванович Шаляпин. Действительно, итальянцы умеют искренне веселиться, устраивать шествия, карнавалы, народные гуляния. В такие дни проявлялись cамые лучшие качества итальянского народа: вкус к жизни, веселый открытый нрав, душевная щедрость. На таких праздниках рождались песни. Так родились, чтобы перелететь границы городов, стран, континентов, прославленные «Санта Лючия» и «Маре Кьяро».

(Хор младших учеников исполняет песню «Санта Лючия».)

 

Музыковед. Много прекрасных песен: серенад, романсов, баркарол – создано талантливым итальянским народом. Музыка у итальянцев в крови. Знаменитое итальянское бельканто – вокальный стиль, отличающийся певучестью, легкостью, изяществом красотой звучания, начало свое берет в итальянской народной песне. Италия дала миру великих композиторов: Россини, Пуччини, Верди. Их оперы до сих пор звучат на лучших сценах мира. Но самая большая мечта меломанов – услышать их в прославленном оперном театре Ла Скала в Милане.

(Звучит увертюра к опере Джузеппе Верди «Травиата».)

 

Литературовед. Кто-то из путешественников заметил однажды, что в Италии любой город неповторим, как стихотворение. У каждого своя история, свой облик, своя архитектура, даже атмосфера.

Попробуем представить себе ночную Венецию: зажигаются огни, угомонились и легли спать голуби, схлынула разноязычная толпа с площади перед собором Сан Марко. Цветными отблесками мерцает собор; в синем небе вспыхивает и гаснет голубой Сириус; вечерний туман стелется по каналам, замерла в воздухе последняя волна колокольного звона, и только слышно, как погружается в воду весло, такт за тактом, и звучит баркарола, ночная песня гондольера.

(Звучит «Баркарола» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского.)

 

Искусствовед. Вряд ли можно назвать другое место на земле, которое вызывает такой всеобщий интерес, такую массу восторженных откликов. Антон Павлович Чехов, побывав в Италии, писал: «Италия... страна, где убеждаешься, что искусство в самом деле есть царь всего». Страна классической европейской культуры, Италия обладает магнетической силой, которая влечет к себе людей со всего света. И есть глубокая правда в словах великого немецкого поэта Гете: «Кто хорошо видел Италию и особенно Рим, тот никогда больше не будет совсем несчастен».

Пять лет провел в Риме Николай Васильевич Гоголь, сочинявший здесь «Мертвые души». Его притягивал Рим Микеланджело – собор св. Петра, росписи Сикстинской капеллы.

Легким, солнечным воздухом Рима пронизаны полотна Александра Иванова, Александра и Карла Брюлловых, Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина.

Во Флоренции, где зародилось искусство Возрождения, в городе, который сам напоминает музей, Федор Михайлович Достоевский создал один из своих шедевров – роман «Идиот», а Петр Ильич Чайковский написал свою знаменитую оперу «Пиковая дама», не сходящую с мировых оперных сцен.

О Венеции, как о своих самых счастливых днях говорили и писали Александр Блок, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак и Иосиф Бродский, завещавший похоронить себя на венецианском кладбище.

Нельзя любить искусство и не любить Италии, если даже никогда там не был, как, например, никогда не выезжавший за пределы России Александр Сергеевич Пушкин, чьи восторженные строки об Италии прозвучали в начале нашего вечера. Тем, кто хочет почувствовать, увидеть Италию, непременно надо прочитать написанную Павлом Павловичем Муратовым изумительную книгу «Образы Италии», с которой путешествовали по стране тысячи русских людей, навсегда отдавших ей свою любовь и восхищение. И вместе с замечательным поэтом XIX века Николаем Огаревым хочется воскликнуть:

Италия! Земного мира цвет
Страна надежд великих и преданий.
Твоих морей плескание и свет,
И синий трепет горных очертаний.
Живут в тиши моих воспоминаний...

(Звучит струнный секстет П.И. Чайковского «Воспоминание о Флоренции».)

 

 

О художниках Возрождения смотрите также «Искусство» 2003 г. № 13–15 (Рафаэль); «Искусство» 2004 г. № 4 (Микеланджело), № 6 (Леонардо в сопоставлении с Микеланджело) и викторина «Великие творцы Ренессанса», № 12–14 (Боттичелли), спецвыпуск № 16 (Леонардо да Винчи).