Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2004

ТЕТ-А-ТЕТ
новости культуры

Михаил Бусев

В ЧЕСТЬ ПИKАССО

Пикассо

Выставка «Поклонение Пикассо» в Государственном центральном музее современной истории России – весьма примечательное событие столичной художественной жизни.

Экспозиция построена необычно – как своеобразный пластический диалог, который ведут с Пабло Пикассо (1881–1973) его младшие коллеги и ученики. Работы 69 крупнейших и при этом подчас совершенно не похожих друг на друга современных живописцев, графиков, скульпторов объединены тем, что они создавались в честь Пикассо, как знак признательности и благодарности великому испанскому мастеру.

Замысел этого масштабного проекта возник у известного немецкого коллекционера Рихарда Майера в 1971 году и спустя два года, уже после смерти испанского художника, в Берлине состоялось первое представление проекта, но тогда в экспозиции не было работ американских мастеров. Позднее в полном составе выставка 69 художников прошла в Ганновере, Вене, Риме, Мадриде, Амстердаме, Нью-Йорке.

Пабло Пикассо. Даная. 1962

Экспозиция в Москве имеет свои отличия. В нее дополнительно включены около сорока гравюр Пикассо из собраний Кунстгалериен Боттингерхаус (Бамберг, Германия) и Московского музея современного искусства. Перед зрителем предстают такие шедевры художника, как офорт «Бедняки» (1905) – пронзительное повествование о горестях человеческого бытия; многочисленные иллюстрации к «Неведомому шедевру» Бальзака (1927) и листы 1960-х годов на тему «Художник и модель» – своеобразный философско-художественный трактат о вечном стремлении искусства запечатлеть ускользающую натуру; композиции по мотивам испанской корриды и античной мифологии. Офорты, литографии и линогравюры Пикассо, показанные на выставке, бесспорно, принадлежат к его лучшим творениям, и большинство из них наш зритель видит впервые.

Творческий путь Пикассо, ставшего еще при жизни легендой и символом искусства ХХ века, отличался не только феноменальной продолжительностью, широчайшим охватом самых разных сфер искусства, но и фантастическим богатством пластических открытий, постоянным поиском все новых и новых форм и средств художественного выражения, головокружительной сменой стилей и манер. Именно поэтому его произведения восхищали и вдохновляли мастеров самых разных творческих ориентаций.

Пабло Пикассо. Резня в Корее. 1951

Младшие современники Пикассо, живописцы и скульпторы Миро, Массон, Липшиц, Мур, Лам, Матта, Беллмер, ставшие в 1920–1930-е годы признанными лидерами авангарда, выразили языком графики личное признание за-слуг старшего товарища. Для создателя кубистической скульптуры Липшица повышенной притягательностью обладали композиции Пикассо-кубиста, для участ-ников сюрреалистического движения Миро, Массона, Лама, Матта особую ценность имели произведения испанского мастера рубежа 1920–1930-х годов, соприкасавшиеся с сюрреализмом. Неслучайно участие в проекте таких мастеров, как итальянец Гуттузо и француз Пиньон: их вдохновение основывалось на личном знакомстве и на крепких дружеских связях с Пикассо, на желании видеть в нем учителя.

Дань признательности великому испанцу выразили мастера и тех направлений западного искусства середины – второй половины ХХ столетия, которые были связаны с наследием Пикассо лишь косвенно. Среди них – известные европейские и американские абстракционисты Хартунг, Шумахер, Мазервелл, Твомбли; члены группы «Кобра» Алешински, Корнель, Бюри; практически все ведущие представители американского и британского поп-арта (Раушенберг, Дайн, Лихтенстайн, Ольденбург, Розенквист, Уорхол, Хокни, Хамильтон, Джонс); участники движения «нового реализма» во Франции (Арман, Христо, Тенгли, Ники де Сен-Фаль); лидеры оп-арта (Вазарели, д’Арканджело) и лэнд-арта (Уолтер де Мария), знаменитые акционисты (Бойс) и минималисты (Джад).

Ренато Гуттузо. Композиция по мотивам ПИкассо. 1973

В ошеломляющем калейдоскопе выставленных работ особый интерес вызывают графические листы, которые не просто выражают почтение мэтру, но и откликаются на его произведения. Ино-гда это достигается использованием приема «картина в картине», когда зритель без труда узнает в гравюре изображение какой-либо известной композиции Пикассо. Так, гравюра итальянского неореалиста Гуттузо представляет собой вольную копию левой части картины Пикассо «Резня в Корее» (1951), а лист британского мастера поп-арта Хамильтона оказывается иронической парафразой пикассовских «Менин» (1957), в свою очередь являющихся вариацией знаменитого полотна Веласкеса. Порою же острый пластический диалог возникает из неожиданного взгляда на способы художественного выражения Пикассо через призму другой творческой системы. Таковы, к примеру, выполненные в технике шелкографии листы чешского художника Коларжа, трактующего пикассовских «Авиньон-ских девиц» (1907) или «Трех музыкантов» (1921) в духе оп-арта.

Великолепная серия графических произведений, созданная в честь Пикассо крупнейшими художниками разных направлений, школ и поколений, живущих по всему миру – от Франции и Италии до Японии и США, – стала еще одним признанием великого испанца классиком ХХ века, мастером, гениально выразившим в своем творчестве современную эпоху.

Жан Тенгли. Viva Picasso. 1973. Фрагмент