Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

новости культуры

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Великий учитель и его ученицы

О.Роден весна. 1884

«Пока я жива, я всегда буду благоговеть перед Вами, как перед великим художником и человеком, давшим мне возможность жить», – писала Огюсту Родену Анна Голубкина, выдающийся русский скульптор. Работа под руководством Родена определила ее творческий путь: многие ее скульптуры созвучны работам мэтра. Обучение в мастерской Родена было своеобразным. Мастер лишь направлял общий ход пластического решения, недаром он говорил: «Я не беру учеников, но я могу принять вас в качестве мастеров».

О. Роден Бальзак в рясе доминиканца. 1892Роден почувствовал незаурядное дарование Голубкиной и своими оценками, советами, наставлениями помогал в ее духовных и профессиональных поисках. Он ориентировал ее на самостоятельность. И уже на парижском Весеннем салоне 1899 г. работы русского скульптора имели большой успех. Среди них – прекрасный «Портрет профессора Э.Ж. Бальбиани», поражающий богатством приемов лепки, остротой и напряженностью внутреннего облика модели. Для Голубкиной искусство было единственной страстью, подвижничеством, она возродила национальную скульптурную школу и стала ярчайшим ее представителем.

Иначе сложилась судьба другой талантливой ученицы Родена – Камиллы Клодель, родившейся в том же 1864 г., что и Голубкина. В девятнадцать лет она пришла в мастерскую к Родену, и вскоре красивая, женственная, чувственная Камилла стала не только ученицей, моделью, помощницей мэтру в создании эскизов для многофигурных композиций, но и его возлюбленной (он был старше ее на двадцать четыре года). Их отношения были бурными, страстными, трагическими и художественно плодотворными. Всю силу своей любви Камилла Клодель передала в портрете Родена. Сама же позировала для многих его работ. Мастер изобразил ее в «Авроре», «Мысли». Некоторые шедевры: «Вечная весна», «Адам и Ева», «Поцелуй» – созданы тогда, когда Камилла была его музой. Роден высоко ценил ее: «Она обладает талантом размером с Марсово поле». Но Камилле никогда не удавалось «вырваться из тени» своего блистательного учителя. К тому же для нее в соответствии с семейной традицией брак был очень важен, но Роден не хотел разводиться с женой, к которой был сильно привязан.

В 1897 г. между Камиллой и Роденом произошел окончательный разрыв. Артистичная, талантливая, преданнаяА. Голубкина. Березка. 1927 искусству, ранимая и незащищенная, Клодель отчаянно стремилась к независимости, хотела сделать карьеру, отказывалась от помощи учителя. Но ничего не получилось. У нее были постоянные нервные срывы, ей мешала неуверенность, она часто нарушала сроки заказчиков. Двадцать лет Камилла прожила без Родена – в забвении, в болезни, в приюте. Работ ее сохранилось немного. Но до сих пор имя Клодель, талантливой ассистентки Родена, стоит рядом с именем ее великого учителя.

Необычная выставка в ГТГ «Встреча через столетие. Роден. Голубкина. Клодель» соединяет в одном пространстве произведения этих творцов из российских музеев, Музея Родена, музея Орсэ (Франция), Фонда Пьера Джанадда (Швейцария).

Скульптуры и рисунки Родена позволяют познакомиться с этапами творческих поисков мэтра. Работая над образом Бальзака, скульптор сначала делал множество эскизов, скульптурных набросков фигуры, стремясь найти «олицетворенную стихию», пластический эквивалент. Облаченный в монашескую рясу Бальзак – символ глубокого творческого раздумья.

К. Клодель Мольба. 1900Безусловный раритет выставки – скульптурная композиция Клодель «Зрелый возраст»: эпическая аллегория Смерти, уводящей душу человека, и обнаженная женщина на коленях, словно на пороге потустороннего мира. Эта великолепная сложная скульптурная композиция – и надгробный памятник, и своеобразный автопортрет, и свидетельство глубокой привязанности художницы к Родену, и размышления о разрыве с ним. А маленькая изящная композиция «Грезы у камина» свидетельствует об увлечении Клодель скульптурой малых форм.

Из зыбкого, трепещущего марева проступают человеческие лики – символическое воплощение жизни с ее горестями. Это мраморная скульптура Голубкиной «Туман», в декоративной лепке которой прослеживается влияние Врубеля и Борисова-Мусатова, угадывается связь с модерном. Понимание роли светотени в ранних скульптурах Голубкиной – от Родена, как и внимание к психологической характеристике образа. Одна из самых поразительных ее работ – портрет Андрея Белого: странный, очень экспрессивный, полный преувеличений поэтический символ. Деревянная скульптура (с деревом не работали Роден и Клодель) выделяет русского скульптора. Обращаясь к дереву, она вырабатывает новый художественный язык. Как духовное завещание, эпилог творческой деятельности воспринимаются эскизы Голубкиной к «Березке». Бронзовый этюд к неосуществленной деревянной скульптуре – обаятельный национальный образ, символ России.