Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Новости культуры

 

Виктория Хан-Магомедова

 

Малая Третьяковка

Константин Коровин. Терраса. 1915

 

«Времен связующая нить» – двадцать вторая выставка проекта «Золотая карта России». Эта выставка из собрания Таганрогского художественного музея, представившая 56 экспонатов: 53 живописные работы, 3 графические, – погружает нас в царство русской живописи XVIII–начала ХХ века. Их выбор обуславливался спецификой собрания музея – ведь это прежде всего картинная галерея.

Идея создания музея принадлежала А.Чехову, уроженцу Таганрога. Он высказал ее в 1896 г., и уже в 1898-м открылся городской музей. По настоянию Чехова И.Репин обратился с ходатайством в совет петербургской Академии художеств о передаче Таганрогскому музею картин и этюдов русских художников. Всего Академия передала тридцать шесть произведений. После революции коллекция музея пополнилась произведениями (более ста) из Русского музея, музея керамики «Кусково»...

Федор Рокотов. Портрет княгини А.А.Долгорукой. 1790-Валентин Серов. Портрет Е.С.Карзинкиной. 1906Таганрогский музей сильно пострадал в Великую Отечественную войну: около двадцати холстов (И.Шишкин, И.Крам-ской, В.Поленов) погибли, изделия из фарфора и стекла были разграблены. В 1968 г. художественный отдел Таганрогского краеведческого музея был преобразован в Картинную галерею, а в 2003-м она переименована в Таганрог-ский художественный музей. Сейчас здесь хранится около шести тысяч экспонатов: скульптура, живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства; около пятисот – в постоянной экспозиции. Таганрогский музей не случайно называют малой Третьяковкой. На выставке много произведений известных художников, чьи работы находятся и в залах Третьяковской галереи (И.Крамской, И.Левитан, П.Кузнецов и др.).

Организаторы выставки старались дать сжатое представление о коллекции музея и показать произведения, достойные уровня ГТГ. В основу экспозиции положен принцип дополнения. Почти каждая работа вносит какой-то новый нюанс в понимание творчества знаменитых мастеров. Так, театрализованная, идеализированная, в академических традициях картина «Возвращение ратника из ополчения в свое семейство» (1813) И.Лучанинова является эскизом к двум вариантам, хранящимся в ГТГ. А «Всадник в Самарканде» В.Верещагина – авторское повторение фрагмента его картины «Торжествуют» (ГТГ). Удачная находка – помещение рядом двух холстов Репина: ранний, ученический, старательный, но полный обаяния «Портрет мальчика» (1867) и свободный и выразительный эскиз «Садко в подводном царстве» (1874), сильно отличающийся от одноименного окончательного варианта (ГРМ). Хорошо подобранная галерея портретных образов дает представление о характерных особенностях людей прошлого, показывает яркие, незаурядные личности. Из работ начала ХХ в. выделяется пряная, изысканная, необычайно декоративная «Восточная сказка» (1910-е) С.Судейкина, в которой так причудливо смешиваются характерные черты искусства Ватто, Гогена, Пюви де Шаванна и стилистические особенности лубка.

«Ноктюрн, почти музыка» – так назвал К.Коровин свою картину «Терраса» (1915), поэтичную, слегка театрализованную, камерную. Изображен уголок Охотинской дачи во Владимирской губернии, где часто бывал художник, и две девушки в «ампирных» платьях – дочери Ф.Шаляпина Ирина и Лидия. Их легкая грусть созвучна общему настрою холста: причудливое поблескивание свечей, вечерняя синева за окном, полумрак.

Любопытный пример охотничьего натюрморта для украшения охотничьих павильонов в XVIII в. – «Лисица с уткой» (1781) П.Каменева, ученика придворного живописца-анималиста И.Гроота. Вспугнутая утка и готовящаяся напасть на нее лисица написаны на фоне условного лесного пейзажа, напоминающего театральные декорации. Суховатая манера письма, сдержанная цветовая гамма, но как точно переданы повадки персонажей, пушистость лисьего меха, мягкость белого оперения.

Серафима Блонская. Гуси. 1908

Как всегда на выставках проекта «Золотая карта России», большой интерес вызывают работы местных художников, обучавшихся в Академии художеств. Это Д.Синоди-Попов, С.Блонская, А.Леонтовский, Б.Кубицкий. Очень хороша картина Блонской «Гуси», написанная в нежнейших серебристо-зеленоватых тонах.

Выставка строится по традиционному хронологическому принципу. Но экс-позиция получилась бы гораздо более острой, если отказаться от этого принципа и все работы перемешать. На Западе такой свободный принцип экспонирования применяется давно. Можно поместить рядом полотна разных эпох и поиграть в неожиданные сопоставления. Например, портреты Рокотова и Серова (в момент создания «Портрета Е.С.Карзинкиной» Серов увлекался живописью старых мастеров); «Террасу» К.Коровина и «Девочку с фруктами» И.Хруцкого; «Девушку на карнавале» А.Н.Мокрицкого и гротескную пастель «Парижское кафе» Б.Григорьева... Вариантов для необычных экспозиционных ходов много, и, может быть, нарушение хронологического принципа оживило бы экспозицию и усилило звучание каждой работы.