Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Новости культуры

 

Владимир Невельский

 

Воспоминание об Италии

Александр Брюллов. Сорренто. Вид из мастерской. 1824

Праздник, который всегда с тобой… Емкая фраза, сказанная Эрнестом Хемингуэем о Париже, вполне могла бы стать девизом выставки с лирическим названием «Воспоминание об Италии», открытой в залах Русского музея. Почти семьдесят произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, присланных в Петербург из музеев Рима, Неаполя, Флоренции, Милана и частных коллекций, Русский музей существенно дополнил из своего собрания работами наших мастеров, созданными на итальянской земле в ХVIII-ХIХ веках. Так возникла великолепная экспозиция с ее праздничной атмосферой, повествующая о давних исторических и культурных связях двух стран, об их взаимном интересе друг к другу на протяжении столетий, о причудливом переплетении людских судеб и о семейных узах русских и итальян-ских фамилий.

Нам не только дали возможность налюбоваться первоклассными произведениями искусства, но и попутно узнать немало интересного о тех, кто изображен на холсте, акварелях, рисунках. В самом деле, разве кто-нибудь пройдет мимо прелестного портрета молодой женщины, Паолины Ненчини? Написанный Орестом Кипренским, он никогда не покидал семейного собрания во Флоренции. Впервые увидеть новую для нас работу выдающегося портретиста – это уже событие. Но кто такая Паолина Ненчини? Вдова маркиза Пуччи, она стала женой Захара Алексеевича Хитрово, представителя одного из древнейших российских родов. Их сына Алексея усыновила тетка – графиня Пандольфини, чтобы сохранить фамильный титул. И потомки Алексея, носившие графскую фамилию, оставались, по сути, русскими людьми.

А что нам говорит имя герцогини Анны ди Серракаприола? Ровным счетом ничего, но лишь до той поры, пока из аннотации к ее портрету кисти Йозефа Хикеля мы не узнаем, что жена неаполитанского полномочного министра и Борис Кустодиев. Автопортрет. 1912чрезвычайного посланника при русском дворе именовалась в девичестве княжной Вяземской. Ее дочь Елену, вышедшую замуж за графа Апраксина, запечатлел мастер камерного портрета Петр Соколов (его работы из семейного собрания герцогов тоже впервые показаны в России). Сын Анны, герцог Никола Серракаприола, крупный итальянский дипломат, увлекавшийся рисованием, создал целую серию очень неплохих акварелей с видами Петербурга и его окрестностей, с изображением десяти интерьеров в доме Вяземских на Фонтанке, также представленных на выставке.

И разве не вызовет легкую улыбку изящная шкатулка с вмонтированным в нее компасом? По преданию, шкатулку собственноручно выточил на токарном станке Петр I, и подарил ее великому герцогу Тосканскому Козимо III Медичи. Другим подарком царя ему же было обширное собрание китайских шпалер. В экспозицию включена одна из них – с изображением журавля на фоне цветов и облаков, что по китайским понятиям символизирует наилучшие пожелания и добрые предзнаменования.

Среди работ, привезенных из Италии, обращают на себя внимание автопортреты Ореста Кипренского, Ивана Айвазовского и Бориса Кустодиева, хранящиеся в галерее Уффици. Изысканный по исполнению рисунок, на котором изображена маркиза Джулия Лаваджи с тремя сыновьями, является чрезвычайно редким образцом творчества Федора Бруни как портретиста.

Столь же притягательны портреты, выполненные итальянскими мастерами. Особенно хорош портрет адмирала Джулио Литта кисти Антонио Виги. Свой адмиральский чин, а заодно и российское гражданство Литта, отличившийся в войне России со Швецией, получил во времена Екатерины II. Любопытная деталь: один из шедевров Русского музея, исполненный Карлом Брюлловым, это знаменитый портрет Юлии Павловны Самойловой, падчерицы адмирала.

Никогда прежде не выставлялись где-либо две работы Доменико Вентура из собрания князей Киджи (Рим). На них изображены князь Людвиг Сайн-Виттгенштейн и его жена, урожденная княжна Барятинская. Прекрасны скульптурные портреты княгини Софьи Щербатовой (автор – Лоренцо Бартолини), Елизаветы и Николая Демидовых (скульптор Адамо Тадолини).Карл Брюллов. Итальянский полдень 1827

Словом, произведения, предоставленные итальянскими музеями, подобраны для петербургской выставки со вкусом и любовью.

Божественной красоты страна, средоточие памятников античности и шедевров эпохи Возрождения, издавна манила и завораживала наших художников. Встреча с ней была для них праздником души, давала мощный творческий импульс. Те, кому посчастливилось подол-гу жить и творить в Италии, создавали там лучшие свои полотна. «При виде творений гениев, - писал Орест Кипренский, - рождается смелость, которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности». Яркие впечатления отечественных мастеров, навеянные увиденным в Италии, восторженные воспоминания о ней отозвались в сотнях произведений, которые стали неотъемлемой частью истории русского изобразительного искусства.

Из своих фондов и постоянной экспозиции Русский музей отобрал для выставки романтические пейзажи Федора Матвеева, Никанора Чернецова, Сильвестра Щедрина, Александра Брюллова и других известных художников. Большой интерес представляют эскизы Карла Брюллова к «Последнему дню Помпеи», его рисунки, жанровые акварели и картины «Итальянский полдень», «Итальянская семья». Здесь же можно видеть живописные этюды и акварели Александра Иванова, среди которых - «Аве Мария» и «Октябрьские праздники в Риме», повествующие о национальных традициях итальянцев.

Эту выставку задумали министерство иностранных дел и министерство культуры Итальянской республики как подарок своей страны к трехсотлетию Петербурга. И она стала настоящим праздником для горожан и гостей города, для всех любителей искусства.