Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Архангелы и святые

Памятники православной культуры из Череповца

Виктория Хан-Магомедова

Исаакий Григорьев. Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Икона. 1603

Третьяковская галерея в проекте «Золотая карта России» представила двадцать первую выставку. Это «Древние лики: памятники православной культуры из собрания Художественного музея Череповца». Иконы XIV–XVIII вв., лицевое шитье XVII в., деревянная скульптура XVI–XVIII вв. Многие недавно отреставрированы и показываются впервые.

В музейных залах как-то по-особому воспринимаются крупные, в рост, нарядные и величавые иконы деисусного чина – важнейшие части высокого иконостаса, образы Богоматери, архангелов, святых. Они рождают в душе состояние просветленности, наставляют на моление за род человеческий. Подобное ощущение вызывает и двусторонняя, выносная икона «Святой Николай Чудотворец» (конец XIV в.), на обороте «Богоматерь Петровская» (XVI в.). Святителя Николая Чудотворца чтили по всей Руси, но ни одна область не могла выдержать сравнения с Севером в почитании этого святого, самого активного заступника простых людей перед Богом. Облик доброго, а иногда и требовательного наставника особенно понятен и близок северянам. Икона выполнена в соответствии с греческими образцами, и все же в ней нет византийской суровости. Черты лика Николая Чудотворца явно русские, а белый нимб и золотистый фон усиливают просветленность образа.

Мученик Христофор. Икона. II пол. XVII в.Преподобный Игнатий Ломский. Икона. Кон. XVII – нач. XVIII в.В северных иконах ощущается влияние различных школ: ростовской, московской, новгородской, тверской. На Севере был распространен культ святых Флора и Лавра, по поручению архангела Михаила оберегавших от пропажи конские табуны. Они родные братья, уроженцы Иллирии, погибшие мученической смертью за христианскую веру во II в. Иконописные изображения Флора и Лавра с конями («Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре») восходят к традиции дохристианского античного культа – обожествления героизированных всадников. В многоцветности фантастических коней проступает фольклорная красочность старинных праздников. А в церемониальном немногословии сцены нашло отражение торжество чувств, которыми сопровождался ритуал поклонения священному животному – коню. Композиция зеркально симметрична и напоминает рисунок четкого геральдического знака. Помещенные ниже эпизоды со святыми конюхами раскрывают крестьянскую привязанность к домашнему скоту.

Создатель иконы «Страшный суд» (конец XVIII в.), возможно, вдохновлялся иконами мастеров Великого Новгорода, но наполнил ее новыми сценами, деталями, подробностями, усилив повествовательный характер. Наивная наглядность занимательной жанровой картинки полна веселого народного юмора. Очень забавны снующие повсюду фигурки чертенят: то они следят за языками пламени, на котором жарятся грешники, то повисают на чаше весов, взвешивающих грехи и добродетели, стараясь увеличить тяжесть прегрешений.

Помимо канонических святых, на северных иконах появляются образы основателей крупнейших монастырей, пустыней: «Кирилл Белозерский», «Преподобный Филипп Ирапский в житии», «Преподобный Игнатий Ломский», – воплощавших в народной памяти образы сильных людей.

Характерная особенность северных икон – любовь к украшениям. Сельские церкви не имели средств для изготовления серебряных риз, дорогих окладов икон, поэтому иконописцы иногда наносили узор из левкасной лепнины, похожий по рисунку на серебряную басму, или раскрашивали поля и нимбы под металл и драгоценные камни. Это мы видим на иконах «Св. Мученица Параскева Пятница» (XVI в.), «Богоматерь Умиления Корсунская» (XVII в.), «Св. Георгий в житии» (конец XVIII в.). Выставка свидетельствуют о том, что иконы, созданные в Вологодской области, отличаются цельностью, красотой и самобытностью. При этом она знакомит не только с иконами, но и с элементами церковных интерьеров, утварью и деревянной скульптурой. Это чрезвычайно обогащает экспозицию, позволяя как бы воссоздать пространство православного храма с его различными составными частями и почувствовать своеобразие оформления церквей на Севере. На выставке – необычные «Царские врата» XVI в., покрытые искусной и тонкой золоченой резьбой, с красивыми живописными клеймами. Поражают трехъярусные «Царские врата» XVIII в., сплошь украшенные резными изображениями, что свидетельствует о расцвете русской деревянной скульптуры. Чрезвычайно притягательна и скульптурная композиция «Снятие с креста» (XVIII в.), словно иллюстрирующая какие-то живописные образцы и совершенно лишенная трагической окраски. Все персонажи деловито исполняют свои обязанности, а в женских образах – тихая скорбь и печаль. Столь же высоким уровнем исполнения и утонченностью отличаются и немногие представленные здесь образцы древнерусского лицевого шитья.

Выставка вводит в научный обиход многие малоизвестные или незнакомые памятники северного искусства и открывает новые возможности для сопоставления разных иконописных школ, выявления на основе стилистических аналогий новых центров, мастерских – иконописных и скульптурных.

К моменту создания в 1870 г. музея в Череповце в нем было четыре тысячи произведений, а сейчас – более четырехсот тысяч. В музее есть коллекция русской живописи XVIII – начала ХХ вв.: Левицкий, Боровиковский, Репин, Серов, Кустодиев… Есть и любопытное собрание наивного искусства вологжан, и большой раздел народного творчества, в котором выделяются авторские куклы – тряпичные и современные. Музей владеет отличной коллекцией старопечатных книг, а также книгами семьи Верещагиных. Но основное ядро, жемчужина музея – редкая, превосходная коллекция памятников русской православной культуры. Конечно, организаторы выставки могли бы построить ее иначе, показав лучшие вещи из разных разделов. Но они сделали правильный выбор: двадцать первая выставка масштабного, актуального и перспективного проекта «Золотая карта России» получилась цельной и содержательной. На сей раз продуманный дизайн Н.Г. Дивовой с использованием бордовых, белых, зеленых фонов щитов не только создавал атмосферу праздничности, но и позволял острее ощущать благородство, красоту, духовную чистоту и озаренность работ.