Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Лариса ДОКТОРОВА

Феерия цвета Поля Синьяка

Площадь Лиз в Сен-Тропезе. Акварель. 1905В швейцарском городе Мартиньи в выставочных залах фонда им.Пьера Джанадда представлено сто работ Поля Синьяка: картины, этюды, рисунки и акварели. Многие акварели выставлены впервые.

Неоимпрессионист, член группы “Наби” (в которую входили также Сезанн, Гоген, Тулуз-Лотрек) Поль Синьяк вместе с Жоржем Сёра считается изобретателем пуантилизма. Его творчество оказало влияние не только на многих современников, оно заметно и в работах фовистов, кубистов – Анри Матисса, Пабло Пикассо, и первых абстракционистов – Пауля Клее и Роберта Делоне.

В 1886 г. Жорж Сёра выставил в салоне Независимых картину “Воскресный полдень в Гранд-Жатт”. Этот момент считается рождением пуантилизма. Жорж Сёра и Поль Синьяк позаимствовали у импрессионистов чистоту и звучность цвета, но заменили импрессионистическое мимолетное проникновением в материальные сущности.

Используя новые возможности цветоведения, пуантилисты придали системный характер введенному импрессионистами методу разложения сложных тонов на чистые цвета. Они заполняли полотна мазками правильной формы, которые на определенном расстоянии в восприятии зрителя преобразовывались в цветовые сочетания, создающие формы, объемы, предметы.

Для Поля Синьяка было естественно стать пуантилистом. Яхтсмен, навигатор, он всю жизнь смотрел на воду. Волны, рябь, лунные мерцания, блики солнца виделись художнику точками. Оставалось только занести на бумагу, на полотно свои впечатления. Ветер играет с волнами – блики дробятся, тень от паруса падает на воду – блики удлиняются. Вблизи они крупные, дальше – мельче и мельче.

С раннего детства художник подол-гу жил в Аньере, в этом парижском пригороде на Сене был его родительский дом. Первую парусную лодку он купил, когда ему было пятнадцать лет, и, по его словам, получил больше призов на парусных гонках, чем наград на художественных выставках. В тридцать лет художник впервые посетил французский средиземноморский порт Сен-Тропез, и с этого времени его жизнь связана с Лазурным берегом.

Метод пуантилизма художник использует и для изображения садов, полян, деревьев. Для него было так очевидно и логично расчленение куп деревьев на белые, желтые, светло- и темно-зеленые пятна. Их сочетания образуют пышные объемы.

Поль Синьяк всю жизнь оставался преданным пуантилизму, но предвидел появление абстракционизма. Еще в 1910-х гг. он писал: “Художник должен трогать зрителя не сюжетом, а гармонией линий и красок”.

Острова в лагуне (Венеция). 1905Работы, представленные на выставке, показывают два аспекта интересов художника. Один – романтический, раскрывающийся зрителю через воду, море, берега Сены, мир, заполненный парусами и морскими пейзажами. Второй – мир человека, переданный через труд портовых грузчиков, рыбаков, населяющих промышленные пригороды Парижа заводских рабочих.

Марины художника уравновешенны, распределение точек на полотне создает гармонию. Рисунки углем и карандашом (почти все они представлены впервые) демонстрируют, как художник добивается того же пуантилистического эффекта, используя бу-магу с шероховатой поверхностью. Сквозь графитовые линии просвечивает белая основа, рисунок вибрирует. Портреты друзей, морские и индустриальные пейзажи отличаются уравновешенностью светотени. В рисунках пером и акварелях художник использует другой прием. Он обводит черной линией густые красочные массивы, таким образом подчеркивая их формы. Акварели Синьяка удивительно свободны – в них он последователь импрессионизма.

Творческая жизнь художника сложилась удачно. С 1900-х гг., когда ему было немногим более тридцати лет, парижские выставки его произведений – регулярное явление французской художественной жизни. В течение всей своей жизни ежегодно он представлял несколько полотен в салон Независимых, президентом которого стал в 1908 г. Его пейзажи охотно покупались и музеями, и частными коллекционерами. И теперь картины Поля Синьяка можно найти почти во всех европейских музеях. Молодых художников привлекало его искусство; свою виллу “Ла Ун“ в Сен-Тропезе он превратил в учебный центр. По его книге “От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма” учились многие студенты.

Можно сказать, что художник прожил счастливую жизнь. Однако в годы Первой мировой войны он пережил тяжелый душевный кризис. Он перестал писать и возобновил творческую деятельность только в 1918 г.

На выставке почти половина работ относится к послевоенному периоду, и среди них подавляющее большинство – акварели, иногда рисунки углем.
Нервные, энергичные, с закручивающимися линиями и спорадическими цветовыми пятнами, они излучают беспокойную энергию. Кажется, что художник стремится освободиться от навязчивых мыслей. Техника акварели, работа с углем, дающие возможность моментально воплотить в художественных образах свои переживания, больше соответствовали его душевному настрою того периода.

Последние годы жизни Поль Синьяк провел в дороге. Он создал серию “100 портов Франции” и оставил акварели с изображением многих морских городов Европы. Теперь они – свидетельства изменившихся пейзажей, исчезнувших заводов и перестроенных портов.