Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Лариса Докторова

Деликатная кисть Берты Моризо

Автопортрет художницы. 1885В небольшом швейцарском городе Мартиньи – ретроспектива творчества Берты Моризо. Из существующих в мире четырехсот картин художницы здесь выставлено восемьдесят и еще шестьдесят акварелей, гуашей, рисунков, гравюр и две бронзовые скульптуры. Большая часть работ – из частных собраний. При огромной популярности художников-импрессионистов сегодня имя Берты Моризо не часто присутствует в календаре ежегодных выставок. Последняя выставка произведений художницы состоялась сорок лет назад в Вашингтоне.

Положение Берты Моризо среди импрессионистов было особенным. И прежде всего потому, что она была из другой среды. Она не нуждалась в деньгах. Ей не пришлось выстрадать свое право на творчество, оно было ей дано родителями. Она родилась в буржуазной семье. Ее родители были высокообразованными людьми и дали трем дочерям прекрасное гуманитарное образование. Все три обнаружили способности к живописи. С шестнадцати лет под руководством Камиля Коро они копировали шедевры в Лувре. В двадцать три года Берта впервые участвует в художественном Салоне. Она выставляется вместе с Дега, Ренуаром, Моне, Сислеем, Писсарро. В 1868 г. происходит важное событие в ее жизни – она знакомится с Эдуардом Мане. Мане написал шестнадцать портретов Берты Моризо; она изображена и в знаменитой картине художника «Балкон». На портретах Мане красивая молодая Берта всегда печальна, меланхолична. Современники называли ее любимой моделью Мане. Возможно, за этим скрывалось что-то большее, чем отношения модели и художника, и эти печальные портреты таят в себе скрытую драму. В конце концов Берта выходит замуж за брата Эдуарда Мане и с этого момента отказывается ему позировать.

Выставку в Мартиньи открывает большой автопортрет художницы из парижского музея Мармоттан. Берте сорок четыре года, портрет написан через год после смерти Эдуарда Мане. Произведение кажется незаконченным. Художница изобразила себя в классической позе – повороте в три четверти, но эскизность техники свидетельствует о ее приверженности импрессионизму. Она говорила: «Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее».

Главной моделью Берты Моризо была дочь Жюли. Художница старается запечатлеть каждое мгновение жизни ребенка. Для этого используется все: рисунок, масло, акварель, пастель. Другими ее моделями были муж, сестры, племянницы. Художница не выходила из круга близких как в выборе моделей, так и в сюжетах картин. Она была «интимистом», то есть изображала жизнь семьи. И при этом создала жизнеописание определенного класса общества в определенное время. Люди, населяющие ее полотна, живут в красивых домах, едят на прекрасных сервизах, поливают цветы и любуются закатом солнца, опершись на резные решетки балконов; они рисуют, играют на мандолине, скрипке, пианино, прогуливаются с собаками или гладят кошек. Они кажутся прекрасными незнакомцами, которые спустились на нашу грешную планету и которым неведомы наши проблемы. Их жизнь, застывшая в своей красоте, не затронутая страстями, столь далека от нашей сегодняшней, что не оставляет возможности для сопереживания, и потому зрителю остается только любоваться этой красотой.

Однако жизнь художницы не была так безоблачна, как можно себе вообразить, глядя на ее работы. Непростые отношения с Эдуардом Мане, война 1870–1871 гг. и Парижская Коммуна, смерть родителей, потом мужа... Но зритель не найдет и следа этого в ее работах. Кажется, что она намеренно ограничила себя изображением красивого и спокойного. Здесь все незыблемо: дети в танцевальных классах, девушки в бальных платьях, женщины за туалетом – прекрасная эпоха, которая длилась до 1914 года.

У колыбели. 1872Пожалуй, самая знаменитая картина Берты Моризо – «У колыбели». На ней запечатлена сестра Эдна, склонившаяся над колыбелью маленькой дочери. Тут проявились все достоинства кисти художницы: сочетание чистых пастельных тонов, незагроможденность полотна, нарочитая эскизность и при этом четкость в обозначении женского профиля. Картина находится в музее Д’Орсе в Париже. Там же и «Молодая девушка в бальном платье». Наряд модели по цвету гармонирует с фоном, словно бы созданным из листьев, цветов, ветвей, и фигура девушки выступает, как лесная нимфа.

Берта Моризо не упрощала реальность, она изображала ее такой, какой видела.

В ее акварелях и рисунках больше эмоциональности; глядя на них, легче дышится. Художница создает акварели размытыми красками, почти прозрачными, оставляет большие пространства белой бумаги, потому цвет, даже самый светлый, кажется темнее, чем он есть на самом деле. Многие ее акварели служили заготовками к будущим полотнам.

На выставке представлены все темы творчества Берты Моризо: интимная жизнь семьи, портреты, морские, лесные и городские пейзажи, копии работ знаменитых мастеров: Веронезе, Коро, Буше – то, с чего она начинала.

Берта Моризо умерла в 54 года, после короткой болезни, неожиданно для всех. «Мы работали с Сезанном в Эксе, – писал Ренуар. – Узнав из телеграммы о ее кончине, мы, побросав кисти, бросились на вокзал. Мне казалось, что я остался один в пустыне».