Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2002

ТЕТ-А-ТЕТ

Выставка одной картины

Ольга Никитюк,
кандидат искусствоведения

Франсиско де Гойя. Натюрморт с рыбами.
Франсиско де Гойя. Натюрморт с рыбами. 1808–1812. Холст, масло 44,8 x 62,5

До середины сентября в рамках обмена шедеврами в ГМИИ им. Пушкина выставлен “Натюрморт с рыбами” Гойи, а в Музее изящных искусств Хьюстона – “Горный пейзаж” Каспара Давида Фридриха.

Натюрморт – редкий жанр в творчестве великого испанского мастера. Немногим более десяти работ хранится в музеях и частных собраниях Европы, Америки, в России они не представлены.

Художник обратился к натюрморту в поздний период творчества в трагические годы испанской истории – войны с Францией и героического сопротивления испанцев-герильи. В 1808 г. Гойя был в Мадриде во время восстания горожан, он видел расстрелянных ночью французами повстанцев. Через несколько лет художник написал “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года” (музей Прадо, Мадрид). Героически сопротивлялась и осажденная Сарагоса, город, где прошла юность художника. В 1812 г. Гойя пережил в Мадриде страшный голод. Четыре года стали для художника временем тяжелых испытаний и потрясений. В произведениях этих лет Гойя не прибегает к символике и аллегории, не стремится выделить одного определенного героя, выбирая момент кульминации события, когда эмоциями охвачены все участники действия. В этот период им написаны картины “Пожар” (собр. Х.Вареса, Сан-Себастьян), “Беженцы в пещере” (собр. маркиза де ла Романа, Мадрид), “Дом умалишенных” (Академия Сан-Фернандо, Мадрид), “Кораблекрушение” (собр. маркиза де Окендо, Мадрид). В эти же годы Гойя начал работать и над серией офортов “Бедствия войны”. Вихрь событий, смена драматических эпизодов, столкновение противоборствующих сил, ужас и отчаяние воспринимаются в листах серии как личная драма, пережитая художником. Тогда создаются и натюрморты, они написаны для себя и хранились в доме художника.

Традиция натюрморта XVII в., Сурбарана и Веласкеса, в Испании не прерывалась и в XVIII в. Старшим современником Гойи был выдающийся мадридский мастер Луис Мелендес (1716–1780). Он декорировал один из дворцовых залов в Аранхуэсе, где через три десятилетия работал и Гойя – над созданием “Портрета семьи короля Карлоса IV” (музей Прадо, Мадрид).

Натюрморт художника из музея Хьюстона почти того же размера, что и натюрморт Мелендеса 1772 г. (музей Прадо, Мадрид), на обоих изображены рыбы. Но сюжетное сходство натюрмортов лишь подчеркивает особенности восприятия натуры Гойей. Его отстраненность, острота и напряженность исключают обыденность и повседневность трактовки предметов в натюрморте Мелендеса. В картине Гойи изображенные в сложных ракурсах рыбы словно выброшены на пустынный берег. Их чешуя блестит в таинственном мерцании света, а в раскрытых глазах – мучительное угасание. Группа помещена на фоне темного пространства морской стихии с белой полосой прибоя, спадающей слева вниз и ведущей к правому краю. На переднем плане – земля и травы, серовато-зеленые со светло-коричневыми просветами тона. Светлое брюхо рыб, красные плавники, жабры и чешуя написаны динамичными черно-серыми пятнами-мазками. Желтый сияющий цвет открытых глаз передан единым движением кисти, красные мазки положены на жабры и рты, а на оранжево-розовый тон плавников нанесены белые полоски. Удивительная подвижность, игра цветовых пятен, мерцающие отблески света на чешуе рыб создают ощущение бесконечной изменчивости и одновременно напряженности и тревоги. Необычный по настроению и силе эмоционального воздействия, натюрморт связан с общим характером искусства художника в этот период, и не только с живописью. Он вполне может быть соотнесен по общему настроению и по композиции с некоторыми офортами серии “Бедствия войны”. Натюрморт мог украшать столовую в доме Гойи. В 1811 г. художник и его жена Хосефа составили завещание, по которому имущество после смерти одного из них должно быть разделено между их сыном Хавьером и оставшимся в живых супругом. В 1812 г. Хосефа умерла. В описи картин, которые были переданы Хавьеру, включены 12 натюрмортов. Все работы были помечены буквой “Х” (первой буквой имени сына) и указан их инвентарный номер. На картине из музея Хьюстона справа внизу можно различить нанесенную белой краской букву “Х” и цифру “II”. Натюрморт не вызывает сомнений в его подлинности и авторстве Гойи. Он мог находиться у художника до 1819 г., когда Гойя приобрел на окраине Мадрида новый дом – Кинта дель Сордо (Дом глухого). Стремясь сохранить в семье полученные им в наследство от отца натюрморты, Хавьер завещал их своему сыну Мариано. Но с 1846 г. натюрморты украшали виллу графа Юмури, т.к. Мариано не смог вернуть взятую им у графа ссуду. В 1865 г. после смерти графа часть натюрмортов была продана, некоторые картины попали в Париж, где “Натюрморт с рыбами” стал собственностью известного искусствоведа З.Аструка. Приобретенный из частной коллекции в Париже “Натюрморт с рыбами” теперь хранится в Америке, в Музее изящных искусств Хьюстона.