Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2002

ТЕТ-А-ТЕТ

Виктория Хан-Магомедова

Доверительный диалог

Красное сухое. 1999Природу таланта художника объяснить до конца невозможно. Но когда в редкой гармонии соединяются тонкое поэтическое чувство и мастерство, облагороженные врожденным инстинктом вкуса, хочется верить в реальность чуда. Картины художницы Нателлы Тоидзе, показанные на выставке в Московском музее современного искусства, дают представление о талантливом поиске новых пластических и смысловых аспектов в живописи. Пейзажи, натюрморты, сказочно-символические композиции – во всем многоголосье приемов, маленькая кисть ложится то тоньше, изящнее, то сочнее, грубее. В каждом холсте драматургия: связи предметов друг с другом и с пространством, сочетание объемов с плоскостью. Видишь как упивается художница пластической свободой выражения. И ни одна композиция не повторяется. Что бы ни писала Нателла: горячие грузинские пейзажи, старинные церкви с куполами в среднерусских городах, сложные по полноте колористических эффектов натюрморты, – кажется, что ей удалось схватить что-то от первоосновы бытия.

Носте. 1978Конечно, семья Нателлы – ее дед, замечательный живописец, отец, одаренный скульптор и график, сыграли огромную роль в формировании художницы, обретении самобытного и оригинального языка. Выросшая в атмосфере искусства, Нателла всегда ощущала деликатную поддержку своего отца, мудро и ненавязчиво направляющего ее в искусстве. По словам художницы, она рано научилась “раскладывать цвет на составные элементы”, читать картину, как книгу. Постепенно у Нателлы сложился самобытный и оригинальный язык, появилась справедливая уверенность в способности ставить себе самые разнообразные задачи. Она постоянно экспериментирует, не желая эксплуатировать пусть и удачные, но одни и те же приемы. Ее холсты притягивают раскованной манерой письма, они всегда неожиданны по цветовым, композиционным решениям. Даже работая с натуры, Нателла пишет не маленькие этюды – мгновенные зарисовки, а большие, до двух метров. На выставке представлены и такие крупные этюды, написанные с натуры под Костромой маленькими кистями (триптих “Северные мальвы”, “Бурелом”), сохраняющие и непосредственность первого впечатления, и высокую степень обобщения. Иная по характеру, манере сказочно-символическая картина – диптих “Флора и фауна”. Изображены знойные чернокожие женские фигуры, символизирующие флору и фауну, в экзотическом окружении: среди мартышек, леопарда и соответствующей растительности. Диптих воспринимается как красивое декоративное панно с плоскостным задником. Однако объемное решение некоторых элементов, использование Ромашки. 1993ракурсов вносит диссонанс, напряженность в эти хорошо структурированные композиции, необыкновенно эффектные по колориту. Здесь хорошо передана тревожная атмосфера черной ночи, ощущение надвигающейся опасности. Завораживает дикая красота флоры и фауны. В подобных вещах на грани реальности и символики, видимого и невидимого, словно приоткрывается завеса, за которой обнаруживается сложный мир художницы.

В натюрмортах Тоидзе свободно компонует любимые предметы – сухие цветы, китайскую вазу, стильные драпировки, – наслаждаясь разнообразием фактур (“Интерьер с китайским фарфором”). Некоторые работы выполнены в смешанной технике. По сути это еще одно проявление раскрепощенности, нежелания следовать устоявшимся правилам. Тушь, акварель, темпера, гуашь, масло... их сочетания, самые неожиданные, найдены, по словам художницы, по наитию. Картина “Красное сухое” очень грузинская по духу, полна юмора, Нателла нашла удивительно емкую и многозначную форму пластического рассказа. В центре холста изображен гордо взирающий на зрителя агнец (конечно, вызывающий ассоциации с библейскими и евангельскими сюжетами), попирающий разбросанные по земле спелые грозди винограда. И голову его, как роскошный парик, венчают грозди винограда. И представлен агнец на соответствующем фоне высушенного винограда. Плотно вылепленный из широких параллельных разноцветных мазков – белых, голубоватых, розоватых, одетый в шерстяную оболочку, агнец и реален, и полон загадок.

Нателла Тоидзе относится к тем художникам, полотна которых хочется видеть у себя дома, ибо с ними сразу устанавливается доверительный диалог. Они пленяют свежестью, непосредственностью, чистотой восприятия, неординарностью осмысления реальности.